Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Темираева Э.В,
судей Кисиевой М.Л. и Нигколовой И.И,
при секретаре Санакоевой Э.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах
Российской Федерации к Широковой Т.А. о прекращении статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий
по апелляционной жалобе Широковой Т.А. на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 17 апреля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Владикавказского гарнизона в
интересах Российской Федерации к Широковой Т.А. о прекращении статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий - удовлетворить.
Прекратить статус ветерана боевых действий Широковой Т.А.
Обязать Широкову Т.А. сдать удостоверение ветерана боевых действий серии БК... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В, объяснения представителя Широковой Т.А.- Габачиева Р.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военного прокурора Владикавказского гарнизона - Нестерчук В.О. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
военный прокурор Владикавказского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Широковой Т.А. о прекращении статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Владикавказского гарнизона проведены надзорные мероприятия в части, касающейся законности выдачи гражданскому персоналу военного комиссариата РСО-Алания удостоверений ветеранов боевых действий. Проверкой установлено, что в июле 2005 года военным комиссаром РСО-Алания Тавитовым Р.С. оформлено и выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК... на имя Широковой Т.А, являющейся служащей вышеуказанного военного комиссариата. Вместе с тем, по сообщению начальника управления кадров Южного военного округа Бескровного Д. удостоверения ветерана боевых действий на военнослужащих и гражданский персонал военного комиссариата РСО-Алания управлением кадров Северо-Кавказского военного округа не оформлялись, документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в управление кадров не передавались. Сама опрошенная в ходе проверки Широкова Т.А. пояснила, что в период с 1999 года по 2004 года в служебные командировки на территорию Чеченской Республики не убывала, участие в боевых действиях не принимала.
В судебном заседании представитель истца - Гаркуша А.Н. требование военного прокурора поддержал по основаниям, указанным в иске. Кроме того, пояснил, что Широковой Т.А. удостоверение ветерана боевых действий серии БК... получено необоснованно, поскольку факт её непосредственного участия в боевых действиях не подтверждён, гражданский персонал военного комиссариата мог принимать непосредственное участие в контртеррористических операциях лишь на основании приказа командующего объединенной группировки вооруженных сил. В отношении Широковой Т.А. такой приказ не издавался, ответчик выполняла лишь работу по социальному обеспечению военнослужащих на своем постоянном рабочем месте. Просил прекратить статус ветерана боевых действий, имеющийся у Широковой Т.А, и обязать её сдать удостоверение ветерана боевых действий серии БК... для уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
Ответчик Широкова Т.А, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель - Габачиев Р.И. в судебном заседании требования истца не признал и пояснил, что удостоверение ветерана боевых действий его доверительница получила на законных основаниях, просил отказать в удовлетворении иска, учитывая, в том числе, пропуск срока исковой давности, отказав истцу в иске и по данному основанию, поскольку с момента выдачи ответчику удостоверения ветерана боевых действий прошло более 12 лет.
Представитель третьего лица, военного комиссариата РСО-Алания - Датиев Ч.И. в судебном заседании пояснил, что Широкова Т.А, будучи работником военного комиссариата РСО-Алания, выполняла работу в зоне вооруженного конфликта, ввиду чего выдача ей удостоверения ветерана боевых действий является законной. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 17 апреля 2018 года по делу постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе Широкова Т.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В письменных возражениях прокурор Владикавказского гарнизона просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции
проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции
исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях
относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в
апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств,
имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой
инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм
материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в том числе -ветеранов боевых действий, круг лиц, относящийся к данной категории, определен Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 указанного закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст.28 Закона, реализация мер социальной поддержки
ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими
удостоверения единого образца, установленного для ветеранов боевых действий постановлением Правительства Российской Федерации.
В 2005 году выдача удостоверений ветеранов боевых действий
осуществлялась в соответствии с инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004г. N77.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, основанием для выдачи
удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ,
выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ" (в первоначальной редакции, действовавшей в период с 21 февраля 2004 года по 1 января 2006 года), которым определено, что дополнительные гарантии и
компенсации сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона РФ предоставляются следующим категориям лиц:
а) проходящим службу в дислоцированных на постоянной основе на
территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил РФ;
б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на
территории Чеченской Республики;
в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей,
воинских формирований, подразделений, групп и органов;
г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечнях, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 18 приказа Министра обороны РФ от 25 марта 2004 года... "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ" (в редакции, действовавшей в период с 1 мая 2004 года по 28 марта 2006 года) на командиров воинских частей возложена обязанность по оформлению периодов работы (выполнения задач) гражданских лиц, а также время фактического участия в контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки приказами командиров воинских частей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года... "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, приобретение статуса ветерана боевых действий зависит от соблюдения двух условий: фактического участия в боевых действиях или осуществления функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана.
При этом, сам факт осуществления трудовой деятельности гражданскими лицами в воинских частях и учреждениях, включенных в перечень воинских частей, входящих в состав ОГВ, не подтверждает их непосредственное участие в боевых действиях и, как следствие, наличие основания приобретения статуса ветерана боевых действий наравне с теми лицами, которые непосредственно участвовали в боевых столкновениях.
Из содержания приведенных нормативных актов следует, что
непосредственное участие в боевых действиях, в частности в Чеченской
Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено
только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.
Из материалов дела следует, что Широкова Т.А. была принята на должность инженера отделения автоматизации военного комиссариата РСО-Алания приказом 57 от 22 апреля 1998 года. Приказом... от 30 апреля 1999 года Широкова Т.А. переведена на должность старшего помощника начальника отделения военного комиссариата РСО-Алания.
29 июля 2004 года Широкова Т.А. обратилась с заявлением на имя военного комиссара РСО-Алания о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий и 14 июля 2005 года ей выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК...
Из списка гражданского персонала военного комиссариата РСО-Алания,
имеющих право на получение удостоверения ветерана боевых действий,
направленного в адрес начальника управления кадров Северо-Кавказского военного округа от 03 июня 2005 года... следует, что основанием признания за Широковой Т.А. права на получение удостоверения ветерана боевых действий является приказ военного комиссара РСО-Алания... от 11 мая 2001 года.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Между тем, таких документов о непосредственном участии Широковой Т.А. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона материалы дела не содержат. Выписка из приказа военного комиссара РСО-Алания от 11 мая 2001 года... не содержит сведений об убытии кого-либо из сотрудников гражданского персонала военного комиссариата (в частности Широковой Т.А.) к месту выполнения задач на территорию Чеченской Республики и прилегающих к ней районов для выполнения служебных обязанностей в условиях боевых действий по месту их выполнения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска, правильно отклонив и довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в данном случае, по мнению судебной коллегии, он не применим, учитывая, что истец просит о прекращении статуса ветерана боевых действий, не оспаривая само решение о выдаче удостоверения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства РФ, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным, оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Широковой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Темираев Э.В.
судьи Кисиева М.Л.
Нигколова И.И.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Ленинского районного суда г.Владикавказ Республики Северная Осетия - Алания Дзуцевой Ф.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.