Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Моргоева Э.Т.
судей Лишуты И.В. и Григорян М.А.
при секретаре Магкеевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бетрозовой Валентины Александровны на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 5 сентября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Бетрозовой... 15 о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, с даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 19.05.1995 года и обязании АМС города Владикавказа включить Бетрозову... 16 с семьей в списки граждан на получение жилищного сертификата со дня постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, 19.05.1995г. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия Алания
Лишуты И.В, объяснения представителя Бетрозовой В.А. Тогузаевой А.С, действовавшей по доверенности от 28 мая 2018 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя АМС г. Владикавказа Черджиевой Л.К, действовавшей по доверенности N 7/19 от 14 января 2019 г, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Бетрозова В.А. обратилась в суд с иском к АМС г. Владикавказа, при третьем лице Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, об обязании включить в списки граждан на получение жилищного сертификата со дня постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 19.05.1995 года.
В обоснование иска указала, что состоит на квартирном учете по месту жительства в Затеречной префектуре г. Владикавказа и значится в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилья по договору социального найма в АМС г. Владикавказа с 19.05.1995 года. В настоящее время в едином списке очередности истец значится под номером... и под номером... в льготном, как многодетная мать. Бетрозовой В.А. стало известно, что обеспечение граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, путем предоставления Государственного жилищного сертификата. Считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия. На основании заявления она включена в списки граждан, выехавших из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также изъявивших желание получить сертификат с... года, однако, полагает, что поскольку, нуждающейся в улучшении жилищных условий она признана с 19.05.1995 года, то тогда же ее семья являлась выехавшей с района Крайнего Севера и претендовавшая на получение жилищного сертификата по целевой программе "Жилище". Считает, что она должна быть поставлена в очередность на получение жилищного сертификата по целевой программе, с даты признания ее нуждающейся, а именно с мая 1995 года, а не с 11.01.2013 года. Просила удовлетворить иск в полном объеме.
Истец Бетрозова В.А. в судебное заседание не явилась, извещена о дате рассмотрения гражданского дела, причин неявки суду не сообщила.
Представители истца - Шрамко Т.И. и Гагкаева Е.Н, в судебном заседании просили удовлетворить иск по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика АМС г. Владикавказ Дзгоева З.В. в судебном заседании требования истца не признала, пояснив, что вопрос о постановке на учет носит заявительный характер и может быть рассмотрен органом местного самоуправления только после подачи письменного заявления с приложением всех необходимых документов. Бетрозова В.А. обратилась в АМС г. Владикавказа с заявлением о постановке ее на учет и внесении ее в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в... г. и в том же году была принята на учет, а именно с... г. С 1995 г. Бетрозова В.А. состоит на квартирном учете в АМС г. Владикавказа как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Поскольку Березова В.А. с заявлением в АМС г.Владикавказ обратилась в... г, то законных оснований для постановки ее на учет с 1995 г. не имеется. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.
Представитель Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, извещенный о дате рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель названного Министерства - Гамосов А.М, действующий по доверенности от 27.03.18 г. N... разрешение спора оставил на усмотрение суда.
По данному делу судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Бетрозова В.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ), Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее - Подпрограмма), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила), и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой программы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии с подп. "в" п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "з" п.5 настоящих Правил (граждане, имеющие право на получение социальной выплатыв соответствии с Федеральным Законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение.
В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году п. 24 Правил).
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также с очередностью, устанавливаемой с учетом положений ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в представляет его государственному заказчику подпрограммы (п.26 Правил).
Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п.29 Правил).
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 Правил, осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан.
Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, представляемый гражданином - участником подпрограммы для получения сертификата.
Из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.
Таким образом, из смысла вышеприведенных норм права следует, что и постановка на учет в органе местного самоуправления граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом членов семьи, признание участником подпрограммы, включение в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, носят заявительный характер.
Как следует из материалов дела, Бетрозова В.А. 19.05.1995 г. была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на получение жилья по договору социального найма как многодетная мать.
... года Бетрозова В.А. обратилась в АМС г. Владикавказа с заявлением о постановке ее на учет как граждан, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Из материалов дела следует, что постановлением АМС г. Владикавказа N... от... истица была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо выезжающее (выехавшее) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющее право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Данные о более раннем обращении Бетрозовой В.А. в органы местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет как гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей нуждающееся в жилом помещении в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что поскольку Бетрозовой В.А. только с 2013 года подавались заявления об участии в основном мероприятии оснований для постановки ее на учет с... года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 05.09.2018 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 5 сентября 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий Моргоев Э.Т.
Судьи: Лишута И.В.
Григорян М.А.
Справка: гражданское дело рассмотрено Ленинским районным судом г. Владикавказа под председательством судьи Диамбекова Х.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.