Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Кокаевой Н.В,
судей Гатеева С.Г, Батагова А.Э,
при секретаре Санакоевой Э.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "ЗАМДЖИН" к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Сельскохозяйственного производственного кооператива "ЗАМДЖИН" удовлетворить.
Восстановить Сельскохозяйственному производственному кооперативу "ЗАМДЖИН" срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером...
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 018 кв.м с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под существующие нежилые здания (ремонт сельскохозяйственной техники и выращивания КРС), равной его рыночной стоимости на 01 января 2011 года в размере 5487084 (пять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч восемьдесят четыре) рубля.
Датой подачи Сельскохозяйственного производственного кооператива "ЗАМДЖИН" заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости считать 23 марта 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... расположенного по адресу: РСО-Алания,...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "ЗАМДЖИН" (далее по тексту - СПК "ЗАМДЖИН") обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Правительство РСО-Алания), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Управление Росреестра по РСО-Алания) с привлечением в качестве заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания), Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - АМС Пригородного района РСО-Алания) об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, иного специального назначения с разрешенным использованием: под существующие нежилые здания (ремонт сельскохозяйственной техники и выращивания КРС), общей площадью 21018 кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу:... далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером... ), равной его рыночной стоимости в размере 4900000 руб, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного искового заявления указано, что с учетом Постановления Правительства РСО-Алания от 12 ноября 2010 года N 325, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 21114262,44 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости в размере 4900000 руб, что подтверждается отчетом оценщика Мамаева С.П. от 19 марта 2018 года N 48-18зк. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... превышает его рыночную стоимость, что влечет необоснованное увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате административным истцом.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель административного истца СПК "ЗАМДЖИН" - Гусов К.Р, действовавший на основании доверенности от 2 марта 2018 года, уточнил и дополнил заявленные требования и просил суд в окончательной редакции восстановить СПК "ЗАМДЖИН" срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... равной его рыночной стоимости в размере 5487084 рублей по состоянию на 1 января 2011 года.
В судебном заседании Худзиев Т.К, представлявший интересы административного ответчика Правительства РСО-Алания на основании доверенности от 29 августа 2017 года N 11 и диплома о высшем юридическом образовании от 12 июля 2002 года, серии ИВС 0362271, просил отказать СПК "ЗАМДЖИН" в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания Магометов А.А, действовавший на основании доверенности от 21 сентября 2015 года N 15/2015-100, просил в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Росреестра по РСО-Алания, представитель заинтересованного лица АМС Пригородного района РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания 15 августа 2018 года постановлено приведенное выше решение.
Правительство РСО-Алания не согласилось с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе СПК "ЗАМДЖИН" в удовлетворении административного иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители СПК "ЗАМДЖИН", Правительства РСО-Алания, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС Пригородного района РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу Правительства РСО-Алания в отсутствие процессуальных сторон.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (пункт 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Правительства РСО-Алания, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Судебная коллегия считает решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2018 года законным и обоснованным.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении этого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29июля1998года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Из изложенных правовых норм и их толкования, следует, что в случае, если в отношении конкретного земельного участка вступившим в законную силу судебным актом была установлена и внесена в данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) его рыночная стоимость, то эта рыночная стоимость действует с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки земли, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
То есть, приведенные нормы законодательства об оценочной деятельности в их взаимосвязи устанавливают правило, при котором рыночная стоимость земельного участка, установленная комиссией или судом, действует до момента внесения в единый государственный реестр недвижимости результатов их очередной кадастровой оценки.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010303:26, не соответствующие его рыночной стоимости, нарушают права и законные интересы СПК "ЗАМДЖИН", и подлежат восстановлению путем установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, СПК "ЗАМДЖИН" является собственником земельного участка с кадастровым номером... (свидетельство о государственной регистрации права от 13 сентября 2007 года, серии 15 АЕ 773554, запись регистрации N 15-15-03/055/2007-408).
Исходя из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 марта 2018 года N 15/ИСХ/2018-36368, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... на 1 января 2011 года составляет 21114262,44 рублей.
Согласно решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РСО-Алания от 9 апреля 2018 года N 201, административному истцу СПК "ЗАМДЖИН" отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером...
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что СПК "ЗАМДЖИН" правомерно обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010303:26 равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года.
В обоснование заявленных требований СПК "ЗАМДЖИН" представлен отчет N 48-18зк от 19 марта 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... составленный оценщиком Мамаевым С.П, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... 1 января 2011 года составляет 4900000 рублей.
В целях проверки сведений о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... на 1 января 2011 года, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза.
Судебная оценочная экспертиза рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... проведена экспертом ООО "ВладАудит" Голосной В.В. Согласно заключению эксперта от 1 августа 2018 года N 70/07-18, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... на 1 января 2011 года составляет 5487084 рублей.
Суд первой инстанции в результате анализа представленных доказательств, оценив вышеуказанное заключение эксперта, посчитал его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... на 1 января 2011 года.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Восстанавливая СПК "ЗАМДЖИН" срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания правильно указал, что очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... в государственный кадастр недвижимости (ГКН) не внесены, обосновано сославшись на разъяснения, указанные в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы Правительства РСО-Алания сводятся к несогласию с заключением экспертизы, назначенной судом и проведенной по делу, а именно, с постановкой вопросов перед экспертом.
Вместе с тем, ни суду первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию, административным ответчиком Правительством РСО-Алания не представлены надлежащие доказательства, ставящие под сомнение определенную экспертом рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... на 1 января 2011 года, исходя из вопроса, поставленного перед экспертом ООО "ВладАудит".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.
Пунктом 1 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В данном случае оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь пунктом 1 статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Кокаева
Судьи С.Г. Гатеев
А.Э. Батагов
Справка: административное дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Верховного Суда РСО-Алания Гуриевой Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.