Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Кокаевой Н.В,
судей Дзуцевой Ф.Б. и Гатеева С.Г,
при секретаре Дулаевой З.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08 августа 2018 года, которым постановлено: исковые требования Магометова Арсена Шарапдиновича к начальнику и заместителю начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" об оспаривании действий и решений удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" и его заместителя, связанные с необоснованным внесением изменений в учетные данные Магометова Арсена Шарапдиновича и расчет жилищной субсидии.
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" отменить решение от... о внесении изменений в учетные данные Магометова Арсена Шарапдиновича, изменить решение от... в части касающейся вычета доли из общей площади жилого помещения в размере... кв.м. путем исключения этого вычета из решения, произвести перерасчет недовыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. О принятых мерах сообщить суду не позднее месяца со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г, выслушав объяснения Магометова А.Ш, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Магометов А.Ш. обратился в суд с указанным административным иском, в котором с учетом уточнений просил суд о признании незаконным действий начальника и заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", связанных с внесением изменений в его учетные данные и неправильным расчетом ему и членам его семьи размера жилищной субсидии, обязании ФГКУ "ЮРУЖО" отменить решение от... о внесении изменений в его учетные данные, обязании ФГКУ "ЮРУЖО" Министерства обороны РФ изменить решение от... в части касающейся вычета доли из общей площади жилого помещения в размере... кв.м, путем исключения этого вычета из решения, о произведении перерасчета ему и членам его семьи недовыплаченную часть субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в в/ч... решением ВВК был признан ограничено годным к военной службе.... обратился в ФГКУ "ЮРУЖО" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.... уволен в запас по состоянию здоровья,... исключен из списков части.... получил решение начальника ФГКУ "ЮРУЖО" об изменении личных учетных данных, в которых указано, что при определении норматива общей площади жилого помещения необходимо учитывать... кв.м площади, приходящиеся на долю его и членов его семьи в.., принадлежащем его матери... 5, к членам семьи которой они относятся. Решением начальника ФГКУ "ЮРУЖО" от... ему предоставлена субсидия для приобретения жилья в сумме... рублей, при определении суммы не учтены... кв.м. Полагает, данное решение не законным, так как ни он сам, ни члены его семьи членами семьи... 17 не являются, в доме матери не жили, имеют только регистрацию. Фактически проживал постоянно на основании устного соглашения в.., принадлежащем... 6
Магометов А.Ш. и его представитель Алескеров З.А. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" в судебное заседание не явился. В возражения на иск просил в удовлетворении иска отказать, так как заявителем пропущен трехмесячных срок обжалования решения от... в части касающейся вычета доли из общей площади в размере... кв.м и решения от... о внесении изменений в учетные данные истца, поскольку об оспариваемом решении истцу было известно... При рассмотрении иска по существу ответчики просили учесть, что... 1 при постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2015 года предоставил в ФГКУ "ЮРУЖО" документы, согласно которым проживал и был зарегистрирован в... РСО-Алания, подтверждая ежегодно факт проживания справками из АМС Кизлярского сельского поселения. Учитывая, что в.., площадью... кв.м, принадлежащем на праве собственности матери истца... 5, в доме зарегистрировано и проживает 16 человек. При расчете площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истца, было установлено, что на каждого приходится по... кв.м, что давало истцу право на обеспечение жильем в.., где учетная норма на-человека... кв.м, однако, в связи с тем, что семья истца имела право на пользование жилым помещении в доме матери истца как члены семьи собственника, занимаемые истцами... кв.м (... ), учитываются при предоставлении жилищной субсидии. При расчете субсидии истцу было принято во внимание, что на 1 человека расчет производится исходя из... кв.м, то есть с учетом 6 членов семьи истцу положена субсидия для строительства или приобретения... кв.м. Общая продолжительность военной службы истца 13 лет 10 месяцев и 9 дней в календарном исчислении, в связи с чем, при вычислении суммы субсидии, согласно п.9 Правил расчета субсидии для приобретения либо строительства жилья, утвержденных Правительством РФ постановлением... от... используется коэффициент... Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по РФ на первое полугодие 2018 года составляет... рублей.
Расчет субсидии для истца производится по формуле:... рублей, стоимость оспариваемых истцом... кв.м, составляет... рублей, с учетом уже перечисленных... рублей.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилось ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", в апелляционной жалобе просило решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи (ч.4 ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ).
В соответствии с п.4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом перовой инстанции, Магометов А.Ш. проходил военную службу по контракту в должности старшего сержанта старшины роты радиационной, химической и биологической защиты отдельной мотострелковой бригады с... Уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием ВВК ограниченно гонным к военной службе с выслугой лет 13 лет 03 месяца. При увольнении жилым помещением не обеспечен. Магометов А.Ш. и члены его семьи жена... 8, сын... 9... р, дочери... 10... р,... 11... р,... 18.... р, были принят на учет нуждающихся в жилых помещениях... решением... от... начальника отделения ФКУ "Югрегионжилье" Минобороны РФ. Магометовым А.Ш. при постановке на учет в личное дело в числе прочего представлены справка АМС Кизлярского сельского поселения от... о составе семьи, в которую входят жена и дети, а так же справки, выданные в ноябре 2016 года о том, что члены его семьи и он проживают и зарегистрированы в... Решением начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от... Магометову А.Ш. и членам его семьи - жене и детям предоставлена жилищная субсидия в размере... рублей, рассчитанная исходя из норматива общей площади жилого помещения... кв.м (в решении указано, что при расчете субсидии учтена общая площадь жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи на праве собственности -... кв.м - абзац 1 пункта 4 Правил расчета субсидий).
Также установлено, что у Магометова А.Ш, его жены и детей в собственности нет жилых помещений. Однако в собственности матери административного истца есть жилой дом общей площадью... кв.м. При этом мать истца как член семьи военнослужащего в личное дело истца не включена и при решении вопроса об обеспечении жильем (получении субсидии) не учитывалась.
Право собственности матери как члена семьи истца не... с.... -... кв.м ФГКУ "ЮРУЖО" не принималось во внимание, но ответчик учел, что истец, его жена и дети имеют право пользования жилым помещением в...
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим- гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 76 от 03 февраля 2014 года не предусмотрено основания уменьшения норматива общей площади жилого помещения, которое указано в оспариваемом решении.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Кокаева
Судьи Ф.Б. Дзуцева
С.Г. Гатеев
Справка: дело рассмотрено по первой инстанции Моздокским районным судом РСО-Алания под председательством судьи... 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.