Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 января 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по иску Загрядской Людмилы Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Акашевой С.П. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Загрядская Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 102 от 5 декабря 2016 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды ее работы: с 3 марта 1995 г. по 17 мая 1996 г, с 1 июня 1996 г. по 14 августа 1996 г.- отпуск по уходу за ребенком; с 15 августа 1996 г. по 31 августа 1999 г, с 1 сентября 2000 г. по 26 августа2001 г. - в качестве завхоза; с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. - в должности воспитателя, отсутствует тарификация; с 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2008 г, с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2016 г. - в должности воспитателя группы кратковременного пребывания.
С решением ответчика в части не включения в специальный стаж указанных периодов работы она не согласна.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия (межрайонное) N102 от 5 декабря 2016 г. в части не включения в специальный стаж периодов с 1 сентября 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности старшей вожатой; с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в должности воспитателя, с 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2008 г, с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2016 г. в должности воспитателя группы кратковременного пребывания; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды работы; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы: 5000 рублей за оказание юридической помощи, госпошлину в сумме 300 рублей.
Определением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 г. производство по делу в части исковых требований об обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, период работы с 1 сентября 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности старшей вожатой МОУ "Новочадовская средняя общеобразовательная школа" прекращено, в связи с отказом истца Загрядской Л.В. от данной части исковых требований.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 г. остальные исковые требования Загрядской Л.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Акашева С.П. не согласилась с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2008 г. с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2016 г. в должности воспитателя группы кратковременного пребывания МБОУ "Новочадовская средняя общеобразовательная школа", поскольку должность воспитателя группы кратковременного пребывания не предусмотрена действующими Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность; с 1 сентября 2009 г. истцу установлена педагогическая нагрузка как воспитателю. Просила решение суда отменить, вынести по делу новое решение, а также взыскать с Загрядской Л.В. в пользу Пенсионного фонда расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за апелляционное обжалование решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Загрядская Л.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседании истец Загрядская Л.В, представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Катышева Т.А. с апелляционной жалобой ответчика не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23 ноября 2016 г. истец Загрядская Л.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 102 от 5 декабря 2016 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По мнению ответчика, специальный педагогический стаж Загрядской Л.В. составил 10 лет 8 месяцев 12 дней.
Из специального педагогического стажа, помимо прочих, которые не оспариваются истцом, исключены периоды: с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в должности воспитателя МОУ "Новочадовская средняя общеобразовательная школа", с 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2008 г, с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2016 г. в должности воспитателя группы кратковременного пребывания МБОУ "Новочадовская средняя общеобразовательная школа".
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истцу оспариваемых периодов, является незаконным. При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях) и предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 4 статьи 36 указанного Федерального закона, Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент рассмотрения иска) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, указанным Списком должностей и учреждений, в графе "наименование учреждений" предусмотрены образовательные учреждения "школы" всех наименований, в графе "наименование должностей" предусмотрены "воспитатели".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", действовавшим до 3 августа 2011 г, воспитателям дошкольных образовательных учреждений была установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 36 часов в неделю.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", действовавшим с 4 августа 2011 г. по 9 марта 2015 г, воспитателям дошкольных образовательных учреждений также была установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 36 часов в неделю.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" воспитателям образовательных учреждений установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 36 часов в неделю.
Согласно трудовой книжки Загрядской Л.В, она с 1 октября 1990 г. назначена воспитательницей группы продленного дня в Ново-Кярьгинскую среднюю школу; с 16 августа 1996 г. уволена с занимаемой должности воспитателя ГПД в порядке перевода в Новочадовскую среднюю школу; с 16 августа 1996 г. принята в порядке перевода воспитателем ГПД Ново-Кярьгинской средней школы; с 27 августа 2001 г. уволена с занимаемой должности по собственному желанию; с 1 сентября 2001 г. принята воспитателем МОУ "Новочадовская средняя общеобразовательная школа".
Согласно трудовому договору N 17 от 1 сентября 2003 г. Загрядская Л.В. принята на работу в качестве воспитателя.
Справкой, выданной МБОУ "Новочадовская основная общеобразовательная школа" N110 от 31 октября 2018 г. подтверждается педагогическая деятельность истца в оспариваемые периоды, указано, что продолжительность работы в неделю Загрядской Л.В в качестве воспитателя с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2016 г. составляла 36 часов.
Согласно показаниям свидетелей Ш.В.И, Г.Н.И, допрошенных в суде первой инстанции, в спорный период занималась педагогической деятельностью, работала в должности воспитателя на полную ставку, в ее обязанности входило осуществление воспитательной и педагогической деятельности с детьми
Работа истца в должности воспитателя и выполнение обязанностей по данной должности подтверждается также штатными расписаниями Новочадовской средней образовательной школы, приказами об установлении педагогической нагрузки, тарификационными списками работников, карточками-справками по начислению заработной платы, трудовым договором N17 от 1 сентября 2003, должностными обязанностями Загрядской Л.В..
Из должностной инструкции воспитателя группы кратковременного пребывания МБОУ "Новочадовская СОШ", утвержденной приказом директора указанной школы N 12 от 30 мая 2014 г. на Загрядскую Л.В. как воспитателя ГКП были возложены следующие обязанности: планирование и организация жизнедеятельности детей, их воспитание, проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для психологического и физического комфорта детей; сохранение и укрепление здоровья детей; изучение индивидуальных способностей, интересов и наклонностей детей; создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом представлены допустимые доказательства, свидетельствующие о ее работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Загрядской Л.В. о включении периодов ее работы в должности воспитателя группы кратковременного пребывания в МБОУ "Новочадовская СОШ" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В связи с этим довод ответчика об отсутствии правовых оснований для включения оспариваемых периодов в специальный стаж работы истца, отклоняется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции и не могут привести к отмене решения суда, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Акашевой С.П. без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкина
Судьи И.В.Адушкина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.