Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Шмыревой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании недействительным решения, о включении периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Шмыревой Н.В. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Шмырева Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).
В обоснование требований указала, что решением ответчика "N" от 19 сентября 2018 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Указанным решением в специальный стаж не включены периоды работы: с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г. (3 года 4 месяца 4 дня в льготном исчислении 4 года 2 месяца 14 дней) в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов (в том числе декретный отпуск с 15 января 1997 г. по 19 июня 1997 г.), со 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. (3 года 4 месяца 15 дней в льготном исчислении 4 года 3 месяца 10 дней) в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов (в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца), с 1 августа 1990 г. по 31 января 1992 г. (1 год 5 месяцев) в должности воспитателя в дошкольном учреждении ясли-сад "Солнышко"; с 27 апреля 1992 г. по 28 июля 1993 г. (1 год 3 месяца) в должности воспитателя в дошкольном учреждении ясли-сад "Солнышко". С решением Пенсионного органа не согласилась.
Просила суд признать недействительным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 19 сентября 2018 г. "N", обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г. (в том числе декретный отпуск с 15 января 1997 г. по 19 июня 1997 г.), со 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца; с 1 августа 1990 г. по 31 января 1992 г, с 27 апреля 1992 г. по 28 июля 1993 г. в должности воспитателя в дошкольном учреждении ясли-сад "Солнышко"; назначить досрочную страховую пенсию с 4 июля 2018 г, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в размере 300 рублей.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 декабря 2018 г. исковые требования Шмыревой Н.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 19 сентября 2018 г. "N" в части отказа во включении в специальный стаж Шмыревой Н.В. периодов работы в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г. и с 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. в календарном исчислении.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Шмыревой Н.В, период работы в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г, со 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. в календарном исчислении.
В удовлетворении требований истца о включении в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г, со 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца), в назначении ей страховой пенсии по старости досрочно с 4 июля 2018 г, отказано.
Взысканы с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу Шмыревой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе истец Шмырева Н.В. с решением суда не согласилась, просила о его отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права; указала, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 периоды работы до 1 ноября 1999 г. подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год и 3 месяца за один год работы, в связи с чем периоды ее работы в должности медицинской сестры в отделении милосердия Заречного дома-интерната для престарелых и инвалидов должны быть исчислены в указанном льготном порядке. Просила принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения истца Шмыревой Н.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 4 июля 2018 г. Шмырева Н.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а также педагогической деятельностью.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 19 сентября 2018 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет, имеется 16 лет 4 месяца и 6 дней.
В специальный стаж истца не засчитаны периоды работы: с 14 февраля 1994 г. по 19 июня 1997 г. (в том числе декретный отпуск с 15 января 1997 г. по 19 июня 1997 г.), с 2 октября 1998 г. по 18 февраля 2002 г. в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов, так как наименование учреждения не содержится в Списках должностей и учреждений N 464 от 6 сентября 1991 г, N 1066 от 22 сентября 1999 г, N 781 от 29 октября 2002 г.; с 1 августа 1990 г. по 31 января 1992 г. и с 27 апреля 1992 г. по 28 июля 1993 г. в должности воспитателя в дошкольном учреждении ясли-сад "Солнышко", так как работа в должности медицинской сестры протекала после утраты действия Постановления от 17 декабря 1959 г. N 1397 и последующие нормативные акты не содержат норм о суммировании педагогического и медицинского стажа.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком периоды работы в должности медицинской сестры в Заречном доме-интернате для престарелых и инвалидов, в том числе отпуск по беременности и родам, обоснованно приняты к зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое в этой части решение суда является законным.
В силу части 1 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего до 1 января 2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Аналогичное правовое регулирование было закреплено в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также - Правила исчисления периодов такой работы.
Подпунктом "а" пункта 5 данных Правил предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет специального стажа.
Если же гражданин претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только за работу в сельской местности при стаже не менее 25 лет, то льготное исчисление стажа не применяется (п. 5 Правил).
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся также в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Ввиду того, что данный Список от 6 сентября 1991 г. содержит указание не на конкретный перечень соответствующих учреждений, а в общем на лечебно - профилактические и санитарно - эпидемиологические учреждения всех форм собственности, то при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию следует руководствоваться Номенклатурой таких учреждений.
В спорный период действовала Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава СССР от 22 июля 1982 г. N715, которая среди лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений не предусматривала такое учреждение, как дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором истец работала в спорный период.
Последующие номенклатуры (Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 395, и Номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 229) также не предусматривают в качестве лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений указанное учреждение.
Как следует из Устава Государственного учреждения социальной защиты населения "Заречный дом-интернат для престарелых и инвалидов" учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах.
Такие учреждения социального обеспечения как дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых были предусмотрены в разделе перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которое действовало до 1 октября 1993 г, однако льготное исчисление работы в сельской местности применялось только к смешанному стажу продолжительностью не менее 30 лет (п. п. "б" п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, п. 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным постановлением).
Дом-интернат для престарелых и инвалидов поименован в разделе "Учреждения социального обслуживания" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, а также - в одноименном разделе Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом, как было уже установлено выше, льготное исчисление периодов работы в сельской местности возможно только при смешанном стаже продолжительностью не менее 30 лет. У истца же имеется специальный стаж работы только в сельской местности.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы истца о необоснованном включении спорного периода работы в календарном, а не в льготном исчислении в специальный стаж истца, не влечет отмены решения суда, поскольку являлся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и сводится к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
В силу части 1 статьи 22 указанно Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, даже с учетом включенного судом периода деятельности, у Шмыревой Н.В. отсутствовал необходимый специальный страховой стаж, суд правомерно отказал в удовлетворении требования о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Дело рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмыревой Н.В. без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.