Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П,
судей Бажанова А.О. и Филимонова С.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 8 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О, судебная коллегия
установила:
Абушкин Х.Х. обратился с административным иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании решения от 12 октября 2018 г. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно.
В обоснование иска указал, что 12 марта 2018 г. постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" ему предварительно согласовано предоставление земельного участка и утверждена схема расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 10 000 кв.м.
18 сентября 2018 г. им подано заявление в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении в собственность земельного участка площадью 10 000 кв.м в "адрес". Сообщением административного ответчика от 12 октября 2018 г. ему отказано в предоставлении земельного участка.
Считая указанный отказ административного ответчика в предоставлении в собственность земельного участка необоснованным, Абушкин Х.Х. просил его признать незаконным и обязать принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 8 ноября 2018 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, необоснованным. Полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указывает, что отказ районной администрации в предоставлении Абушкину Х.Х. в собственность бесплатно земельного участка площадью 10 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровый квартал "N"), для ведения личного подсобного хозяйства, выраженный в письме от 12 октября 2018 г. N "N" является законным и обоснованным; в соответствии с государственным актом СП "Пригородный" земельный участок с кадастровым номером "N" входит в земли общедолевой собственности СП "Пригородный"; административным истцом не представлено документов, подтверждающих отнесение его к одной из категорий из льготных категорий граждан, перечисленных в статье 8 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 года N 23-3 "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" (далее Закон N 23-З), которым земельные участки предоставляются в собственность бесплатно без проведения торгов.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Административный истец Абушкин Х.Х, его представитель Биккиняева А.Х. просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" от 12 марта 2018 г. Абушкину Х.Х. предварительно согласовано предоставление земельного участка и утверждена схема расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 10 000 кв.м.
Постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" от 29 марта 2018 г. в постановление N "N" внесены изменения, пункт 2 изложен следующей редакции: "Земельный участок формируется для постановки на государственный кадастровый учёт и дальнейшего предоставления в собственность бесплатно".
18 сентября 2018 г. Абушкин Х.Х. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 10 000 кв.м (с "адрес"), для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом от 12 октября 2018 г. администрацией района Абушкину Х.Х. отказано в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован расположением испрашиваемого земельного участка на землях общедолевой собственности СП "Пригородный", а также тем, что у Абушкина Х.Х. отсутствует право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения районной администрации, нарушении прав и законных интересов Абушкина Х.Х, а также об отсутствии оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Абушкиным Х.Х. соблюден.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона N 23-З предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства осуществляется в том числе инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.
Согласно части 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 1,2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4
- 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктами 1, 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов, представленных административным ответчиком, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка Абушкиным Х.Х, с целью подтверждения права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка представлялась копия справки МСЭ, подтверждающая установление ему инвалидности "данные изъяты" группы. Таким образом, повторного предоставления подтверждающего документа не требовалось при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Сведения районной администрации о том, что Абушкин Х.Х. никогда не состоял и не состоит в реестре граждан в целях предоставления земельных участков бесплатно в собственность, в соответствии с Законом N 23-З, не могут явиться основанием для изменения или отмены судебного решения при наличии постановления администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" от 12 марта 2018 г. о предварительном согласовании предоставления Абушкину Х.Х. земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 10 000 кв.м, с внесенными в него постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" от 29 марта 2018 г. изменениями о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
С таким основанием отказа административного ответчика в предоставлении земельного участка как вхождение спорного земельного участка в земли обще-долевой собственности СП "Пригородный" согласиться нельзя. Из копии выписки из ЕГРН от 13 сентября 2018 г. следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок. Из сообщения, представленного администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 28 января 2019 г. в ответ на запрос Верховного Суда Республики Мордовия также следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером "N" сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что в заявлении Абушкин Х.Х. не указал основания для предоставления ему земельного участка без проведения торгов, в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность является законным и обоснованным, отклоняется как несостоятельный. Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы N "N" от 21 декабря 2017 г. Абушкину Х.Х. установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно с 1 января 2018 г. При подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Абушкин Х.Х. приложил документ, подтверждающий наличие у него инвалидности. Постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "N" от 29 марта 2018 г. дополнено решение административного ответчика о бесплатном предоставление земельного участка, что не противоречит наличию с 1 января 2018 г. у Абушкина Х.Х. инвалидности "данные изъяты" группы бессрочно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа в предоставлении спорного земельного участка, выраженные в письме от 12 октября 2018 г, и в силу вышеуказанных оснований не могут быть приняты во внимание и явиться основанием для отмены законного решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, впрочем, как и нарушений норм материального права, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 8 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.