Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Андроновича А.К. на постановление ИФНС России по г.Сыктывкару "Номер обезличен" от 20 июня 2018 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ... НО "Фонда юристов Республики Коми" Андроновича А.К.,
установил:
20.06.2018 главным государственным налоговым инспектором отдела урегулирования задолженности N1 Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару в отношении... "Фонда юристов Республики Коми" Андроновича А.К составлен протокол об административном правонарушении "Номер обезличен" по части 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару "Номер обезличен" от 20.06.2018, Андронович А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000,0 руб.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.10.2018 названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми Андронович А.К. просит об отмене состоявшихся по делу постановления и решения, со ссылкой на то, что, по его мнению, судом не учтены требования закона и обстоятельства дела. Наличие формальных признаков банкротства не свидетельствует об обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, суд не должным образом оценил собранные по делу доказательства. Оснований для подачи заявления о банкротстве не существовало. Решение налогового органа о взыскании задолженности, вследствие невыполнения требование "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в адрес организации не поступило и не поступило до настоящего времени. Организация производит постоянное и не формальное погашение задолженности. После выставленного требования от "Дата обезличена" ими постоянно производились и производится погашение задолженности. В частности, в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" погашено налогов... руб, пени... руб, всего... руб, в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" погашено налогов напрямую... руб. и пени... руб, через судебных приставов... руб, всего погашено... руб. В период с "Дата обезличена" по дату настоящей жалобы дополнительной погашено налогов и пени еще на сумму... руб. задолженности по выплате заработной плате сотрудников не имеется.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, выслушав объяснения защитника Андроновича А.К. - Кубасова М.И, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой, выражается в неисполнении, в числе прочих, руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
При этом под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; а под неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное (статья 2 указанного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено данным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 213.3 названного закона.
Пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве определено, что требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Как усматривается из материалов дела, постановлением от 20 июня 2018 "Номер обезличен" вынесенным начальником Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару... НО "Фонд "Союз юристов Республики Коми" Андронович А.К. привлечен к административной ответственности за то, что он не обратился с заявлением должника в арбитражный суд при наличии признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества общества.
С указанными выводами суд согласился, однако такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из названного постановления должностного лица налогового органа следует, что по состоянию на "Дата обезличена" общая задолженность НО "Фонд "Союз юристов Республики Коми" по платежам в бюджет составляет... руб, в том числе по налогам -... Просроченная свыше трех месяцев задолженность по платежам в бюджет составляет... руб, в том числе по налогам -.., по пени -.., штрафы -... руб. Указанная задолженность образовалась в связи со сдачей налоговых деклараций по НДФЛ за "Дата обезличена", "Дата обезличена". В связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налогов, инспекцией на основании ст.69 Налогового кодекса РФ в адрес должника направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Числящаяся задолженность в срок, установленный в указанных требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа не погашена, требования не исполнены.
Поскольку требования о добровольном погашении недоимки в установленные сроки налогоплательщиком не исполнения, в также отсутствием денежных средств на расчетном счете, ИФНС России по г..Сыктывкару в со ст.47 Налогового кодекса РФ приняла решения и соответствующие постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества должника: "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от.., "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
Налоговым органом Андроновичу А.К. вменяется не исполнение обязанности обратиться в Арбитражный суд с заявление о признании организации несостоятельным (банкротом) в срок с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" (требование "Номер обезличен" от "Дата обезличена" со сроком исполнения "Дата обезличена").
Из протокола об административном правонарушении следует, что на момент наступления срока уплаты НДФЛ - "Дата обезличена" задолженность по налогам превышает... руб.
Вместе с этим из постановления должностного лица, протокола об административном правонарушении следует, что по сведениям Управления Федеральной службы госрегситрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Служба Республик Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), ОГИБДД УМВД России, за НО "Фонд "Союз юристов Республики Коми" имущество зарегистрирована - одна единица транспортного средства,..,... лс,... г.в, согласно бухгалтерскому балансу за "Дата обезличена" общая сумма активов составила... руб. на "Дата обезличена".
При этом из постановления должностного лица, решения суда, а также материалов дела невозможно определить, в отношении какой задолженности, а именно в каком размере по основному долгу был применен комплекс мер принудительного взыскания в рамках Налогового кодекса РФ, по результатам проведения которых эта задолженность не погашена, в том числе при указанных активах на "Дата обезличена", и чем это подтверждается. Также из материалов дела не следует, направлялось ли налоговым органом и получала ли организация вынесенные налоговым органом решения о взыскании задолженности по налогам и сборам. При выставленном сроке налоговым органом, в том числе в требовании "Номер обезличен" до "Дата обезличена" на сумму... руб, сведений о наличии задолженности по основному долгу на дату истечения срока исполнения требования, т.е. на "Дата обезличена" и истечении трехмесячного срока, не приведено, доказательства в деле отсутствуют.
Более того, возлагать обязанность обращения в Арбитражный суд с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" по требованию "Номер обезличен" от "Дата обезличена" со сроком исполнения до "Дата обезличена" противоречит налоговому законодательству.
Заявителем же приводились доводы о погашении задолженности по налогам и сборам после получения требования "Номер обезличен", в том числе в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", однако эти доводы судом проверены не были.
Достоверно установленные суммы не исполненных обществом налоговых обязательств в связи с наличием вышеуказанных признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества и по состоянию на какую конкретно дату, постановление должностного лица не содержит.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае из обжалуемых актов не представляется возможным однозначно установить сумму обязательных платежей, обязанность по уплате которых не исполнена обществом в связи с наличием признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества, а также надлежащую дату, когда... НО "Фонд "Союз юристов Республики Коми" Андронович А.К. был обязан обратиться с заявлением о признании общества банкротом в соответствии с требованиями вышеприведенных норм Закона о банкротстве.
Между тем при рассмотрении данного дела об административном правонарушении достоверное установление суммы не исполненных обществом налоговых обязательств в связи с наличием вышеуказанных признаков по состоянию на определенную дату является необходимым, поскольку в предмет доказывания по делу о привлечении руководителя юридического лица к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях входит установление, в том числе, совокупности следующих обстоятельств: возникновение одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве; момент возникновения данного условия и факт неподачи руководителем в суд заявления о банкротстве должника в указанный законом срок со дня возникновения соответствующего условия.
Отсутствие указанных обстоятельств также не дает возможность проверить срок привлечения лица к административной ответственности.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом налогового органа и судебной инстанцией, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление должностного лицо и решение вынесенное в отношении Андроновича А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару "Номер обезличен" от 20 июня 2018 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении... "Фонда юристов Республики Коми" Андроновича А.К, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.