СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Пунегова П.Ф, Щелканова М.В,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрела в судебном заседании 17 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 октября 2018 года, которым
исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Возложена обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 11 "Катюша" г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 11 "Катюша" г. Воркуты государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования городского округа "... ".
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик и третье лицо - администрации МО ГО "Воркута", извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал с учетом их уточнения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Судом принято приведенное выше решение, не согласившись с которым Управление образования администрации МО ГО "Воркута" подало апелляционную жалобу и просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Помощником прокурора г. Воркуты представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Уставу МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Катюша" г. Воркуты является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.
В ходе проведенной прокуратурой г. Воркуты проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях, что ограничивает права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
С учетом изложенных положений судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Судебная коллегия отмечает, что установка испрошенной прокурором информационной тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей. Доказательств необходимости несения необоснованно завышенных затрат на осуществление таковой меры со стороны образовательного учреждения не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует.
Довод ответчика о том, что в адрес МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Катюша" г.Воркуты представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО "Воркута", не может быть принят во внимание, поскольку законодательством такой порядок не предусмотрен.
Поскольку приведенные при обжаловании ответчиком доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на вынесение судебного решения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.