СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Архаровой Л.В, Захваткина И.В,
при секретаре Сметаниной Е.Ф,
рассмотрев в судебном заседании 17 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МОГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 октября 2018 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц:
на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Номер обезличен" "... " г.... возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Номер обезличен" "... " г.... взыскана государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Номер обезличен" "... " г.... обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в результате которой в деятельности МБДОУ "Детский сад "Номер обезличен" "... " г.... выявлены нарушения закона.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования администрации МОГО "Воркута" и принято приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, просит в апелляционной жалобе представитель Управления.
Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что МБДОУ "Детский сад "Номер обезличен" "... " г.... является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, осуществляет присмотр и уход за детьми. Согласно Уставу Учреждение вправе оказывать иные виды деятельности, в том числе платные услуги населению.
Прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки было установлено, что у входа в здание детского сада отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях.
Суд согласился с позицией прокурора о том, что данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. При этом сделал вывод о том, что отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности нижеприведенных нормативных требований.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует.
Указанный порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Обеспечение таких минимальных условий без изменения конструктивных элементов здания не может быть поставлено в зависимость от проведения капитального ремонта, реконструкции, модернизации здания.
Довод ответчика о том, что в адрес муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО "Воркута", в связи с чем отсутствовала возможность добровольного исполнения данных положений законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством претензионный порядок по данной категории дел не предусмотрен.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МОГО "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.