СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрела в судебном заседании 17 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года, по которому
возложена обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления N 27 "Аленка" г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад присмотра и оздоровления N 27 "Аленка" г. Воркуты государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А, заключение прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд, с учетом уточнения требований, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда, изложенным в протокольной форме от 17.10.2018, изменен процессуальный статус администрации МО ГО "Воркута" с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из обстоятельств дела, МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления N 27 "Аленка" г.Воркуты является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, осуществляет присмотр и уход за детьми. Согласно Уставу Учреждение вправе оказывать иные виды деятельности, в том числе платные услуги населению.
Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует.
Довод ответчика о том, что в адрес МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления N 27 "Аленка" г.Воркуты представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО "Воркута", в связи с чем отсутствовала возможность добровольного исполнения данных положений законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством претензионный порядок не предусмотрен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда законно и обоснованно.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО "Воркута"- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.