СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Пунегова П.Ф, Щелканова М.В.
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в судебном заседании 14 января 2019 года дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24 октября 2018 года, которым постановлено:
обязать общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (ИНН:.., ОГРН:... ) в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:
1. разместить контейнерную площадку, расположенную по адресу: РК, Сыктывдинский район, с. Зеленец,.., район жилых домов "Номер обезличен" с учетом требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части нормируемого расстояния;
2. разместить контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов, расположенную по адресу: РК, Сыктывдинский район, с. Зеленец,.., район жилых домов "Номер обезличен" с учетом требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части нормируемого расстояния.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми по доверенности Рыбака Р.В, генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" Распутиной Л.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: 1. разместить контейнерную площадку, расположенную по адресу: РК, Сыктывдинский район, с. Зеленец,.., район жилых домов "Номер обезличен", с учетом требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части нормируемого расстояния и количества контейнеров; 2. разместить контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов, расположенную по адресу: РК, Сыктывдинский район, с. Зеленец,.., район жилых домов "Номер обезличен", с учетом требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части нормируемого расстояния, а также оборудовать бетонным или асфальтным покрытием. В обоснование иска указано, 05.06.2017 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми поступило сообщение гражданина, содержащее сведения о нарушении требований санитарного законодательства в части содержания контейнерной площадки на территории с. Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми. В отношении общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" проведено административное расследование по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках которого установлены факты нарушения требований санитарного законодательства, а именно санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству и содержанию контейнерных площадок для сбора ТБО. По результатам расследования, общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Совершенное обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" правонарушение создает условия для распространения среди населения с. Зеленец массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, что послужило поводом для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения "Зеленец".
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Рыбак Р.В. уточнил исковые требования в связи с частичным устранением нарушений санитарного законодательства, на исковых требованиях в части установления необходимого количества контейнеров и оборудования контейнерной площадки для сбора крупно-габаритных отходов бетонным или асфальтным покрытием не настаивал.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (далее - ООО "Теплоком") Распутина Л.Н. возражала против удовлетворения исковых требований с учетом уточнений. Дополнительно пояснила, что к 2019 году администрацией сельского поселения "Зеленец" планируется построить спортивную площадку в районе жилых домов "Номер обезличен", и контейнерная площадка будет перемещена в другое место, в связи с чем полагала нецелесообразным в настоящее время исполнять требования истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения "Зеленец" М... разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд принял приведенное выше решение, на которое ответчиком ООО "Теплоком" подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения и отказе в его удовлетворении.
Истцом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены (изменения) решения суда.
Апелляционная жалоба рассмотрена по правилам ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица администрации сельского поселения "Зеленец", извещенного о слушании дела.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Cогласно договору N "Номер обезличен" от 01.04.2011, заключенному между администрацией СП "Зеленец" и ООО "Теплоком", последнее приняло на себя обязательство по управлению многоквартирными домами, в том числе домами "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен"
Из перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, являющемуся приложением к данному договору, следует, что в обязанности ООО "Теплоком" входит содержание в исправном состоянии контейнеров, контейнерных площадок, организация сбора, вывоза и утилизации ТБО, в том числе крупногабаритного мусора.
Вступившим в законную силу постановлением... районного суда Республики Коми от 16.11.2017 ООО "Теплоком" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанным постановление установлено, что невыполнение обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" возложенных действующим законодательством на него обязанностей по содержанию площадок для сбора твёрдых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации находящихся под его управлением многоквартирных домов, организации мест накопления отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
На основании указанных норм законодательства, а также установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что на ответчика, как на организацию, обслуживающую жилые дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твёрдых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации находящихся под управлением общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" многоквартирных домов, организация мест накопления отходов.
В рамках административного расследования 22.06.2017 в... минут при осмотре контейнерной площадки, расположенной в районе жилых домов N "Номер обезличен" и "Номер обезличен" 2-го квартала с.
Зеленец Сыктывдинского района, в ходе которого проведены измерения расстояния от контейнеров, расположенных для сбора ТБО, а также от площадки для сбора крупногабаритных отходов, были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях": фактически измеренные расстояния от контейнеров, расположенных на площадке для сбора ТБО, предназначенной для обслуживания жилых домов N "Номер обезличен" "Номер обезличен", "Номер обезличен" по ул "Адрес обезличен", составили менее 20 м. до нормируемых объектов: до игровых элементов детской площадки (песочницы), принадлежащей жилому дому N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", расстояние составило 17 м, до игрового элемента спортивной площадки (футбольные ворота), принадлежащей жилому дому N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", расстояние составило 5м.; фактически измеренное расстояние от ограждения площадки, предназначенной для сбора крупногабаритных отходов от жилого дома N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", составило менее 20 м. до нормируемых объектов: до игровых элементов детской площадки (песочницы), принадлежащей жилому дому N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", расстояние составило 10 м.; на момент осмотра на контейнерной площадке было установлено шесть контейнеров для сбора ТБО, при нормируемом числе контейнеров - не более пяти; крупногабаритные отходы расположены непосредственно на земле, у площадки для сбора негабаритных отходов отсутствует твердое основание с бетонным и асфальтовым покрытием, что является нарушением п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий"; п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" - размещение указанных
площадок (контейнера для сбора ТБО и площадки крупногабаритных отходов) для обслуживания жилого дома N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", как места временного хранения отходов для территории жилой застройки, не согласованы в установленном порядке; фактическое расстояние от указанных площадок до нормируемых объектов, которые меньше нормируемых 20 м, т.е. сокращение нормативных разрывов не установлено комиссионно с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационного организации, квартального комитета, санитарного врача.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - это нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 52 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 данного Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона, наделяются полномочиями по предъявлению в суд исков в случае нарушения санитарного законодательства.
Пунктом 7 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, согласно подп. "д" пункта 11 содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подп. "а" п. 16 Правил).
При этом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Согласно п. 11 (1) Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26(1) указанных правил, в работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включена организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу п. 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов (ч. 2,3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно п. 3.7.6 данных Правил мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м. от входных подъездов.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 ответственность за содержание мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом.
В силу п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на ответчика, как на организацию, обслуживающую жилые дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твёрдых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации находящихся под управлением общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" многоквартирных домов, организация мест накопления отходов.
Ссылка на невозможность исполнения решения суда в связи с площадью и конфигурацией придомовой территории отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с абзацем 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Таким образом, нормативно правовой акт РФ, предусматривает, что такие изменения допускаются в районах сложившейся застройки, где невозможно соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов, при этом, такие отступления возможны при соблюдении определенной процедуры, а именно создание комиссии с участием заинтересованных лиц и санитарного врача, а затем составление акта, утверждаемого в последующем администрацией сельского поселения.
Представленный протокол от 27.09.2018 N "Номер обезличен" не свидетельствует о соблюдении установленной процедуры изменения мест расположения контейнеров для временного хранения отходов, указанной в абзаце 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест", так как принят неуполномоченным органом, в том смысле, который указан в санитарно-эпидемиологическом законодательстве. Так, исходя из указанного протокола, участия в заседании временной комиссии не принимал участие санитарный врач, а также представители собственников жилых помещений. Кроме того, данных об утверждении данного протокола уполномоченным органом также не имеется.
Решение суда не исключает возможность его исполнения при условии определения мест сбора отходов в установленном абзацем 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" порядке.
Ссылка на указание в решении суда на недействующую редакцию подп. "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, отклоняется судебной коллегией, поскольку новая редакция подп. "д" пункта 11 применяется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Решение суда принято на основании норм материального права (законов), ссылки на которые приведены в мотивировочной части обжалуемого судебного решения в соответствии с требованиями части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ. Законы, которыми руководствовался суд при разрешении спора, применены к спорным правоотношениям правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом судебной оценки, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене (изменению) по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24 октября сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.