СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Архаровой Л.В, Агранович Ю.Н,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в судебном заседании 31 января 2018 года дело по апелляционной жалобе Сухаревского В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2018 года, которым
Сухаревскому В.В. отказано в иске к УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионного обеспечения исходя из оклада начальника ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с учетом стажа по последнему месту службы.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, объяснения представителя УФСИН России по Республике Коми Мартыновой Л.М, судебная коллегия
УстановилА:
Сухаревский В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, был уволен "Дата обезличена" по п. "в" ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с должности... федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми".
На основании заявления Сухаревского В.В. от "Дата обезличена" о назначении пенсии, ему назначена пенсия с даты обращения, расчет которой произведен исходя из оклада по замещаемой истцом на дату увольнения штатной должности... руб.
В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Сухаревский В.В. вновь проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен по п. "в" ч. 1 ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с должности... федерального казенного учреждения "Следственный изолятор "Номер обезличен" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми". Оклад по данной должности составлял... руб.
В связи с поступлением на службу с "Дата обезличена" выплата назначенной пенсии была приостановлена.
На основании заявления Сухаревского В.В. от "Дата обезличена" о назначении пенсии ему назначена пенсия с "Дата обезличена", расчет которой произведен исходя из должностного оклада по последней замещаемой истцом на дату увольнения "Дата обезличена") должности.
"Дата обезличена" Сухаревский В.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионного обеспечения исходя из оклада... ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с учетом стажа по последнему месту службы.
Ответчиком иск не признан со ссылкой на то, что вопрос возобновления пенсии исходя из оклада по прежней занимаемой должности с учетом выслуги по последнему месту службы не урегулирован действующим законом. По мнению представителя УФСИН России по РК, истцу правомерно назначена пенсия исходя из оклада по последней штатной должности и итоговой выслуги.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец, настаивая на удовлетворении иска.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке. В процессе был объявлен перерыв до... часов "Дата обезличена".
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что из заявления истца от "Дата обезличена" следует, что он просил именно о назначении пенсии, а не о возобновлении выплаты ранее назначенной. Назначение истцу пенсии в "Дата обезличена" произведено в соответствии с требованиями пп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" - исходя из оклада по последней штатной должности.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
В Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 ноября 2004 года N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
В Определении от 5 ноября 2015 года N 2500-О-Р Конституционный Суд уточнил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Конституционный Суд указал, что из пунктов 4 и 5 мотивировочной части названного Постановления прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
По настоящему делу истец по существу настаивает на возобновлении ранее назначенной пенсии с учетом выслуги, которую он приобрел на день последнего увольнения.
В материалах дела имеется копия заявления Сухаревского В.В. от "Дата обезличена" с заголовком "О назначении пенсии", из буквального толкования которого не следует, что он просит назначить ему пенсию вновь по должности... федерального казенного учреждения "Следственный изолятор "Номер обезличен" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми".
Данное заявление не содержит вообще какого-либо волеизъявления относительно размера или порядка расчета пенсии, носит формальный характер, оформлено на бланке и содержит сведения о дате, месте рождения заявителя, последнем месте службы, составе семьи.
Из пояснений истца следует, что он обратился к ответчику за разъяснением вопроса о причинах расчета пенсии из оклада... СИЗО- "Номер обезличен", а не... ИК-22, однако в устной форме получил ответ, что расчет пенсии из оклада... ИК-22 невозможен.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции, не оспаривая данные обстоятельства, пояснила, что истец вправе претендовать только на пенсию, размер которой установлен из оклада по последней занимаемой должности -... СИЗО- "Номер обезличен" согласно п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". В этой связи обращение Сухаревского В.В. о выплате пенсии из оклада по должности... ИК-22, т.е. в ранее установленном размере, оставлено без удовлетворения. При повторном увольнении со службы в соответствии с действующей Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе необходимо обращение с заявлением о назначении пенсии, именно такое заявление представлено истцом.
Оценивая позиции сторон, обстоятельства дела и приведенное выше правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, повторно в период пенсии проходивших службу, судебная коллегия полагает, что права Сухаревского В.В. на возобновление пенсионного обеспечения с учетом выслуги на день последнего увольнения ответчиком нарушены.
Право на возобновление пенсии прямо предусмотрено законом.
Вопросы, связанные с организацией работы по обеспечению лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей пенсиями, пособиями, компенсациями и льготами, установленными действующим законодательством, урегулированы Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 N 258.
Согласно пункту 1.4.3 указанной Инструкции возобновление пенсии - принятие решения пенсионным органом о возобновлении ранее назначенной и впоследствии прекращенной (приостановленной) пенсии.
Согласно пункту 4.39 Инструкции выплата пенсии приостанавливается пенсионным органом в случае поступления пенсионера на военную службу, службу в УИС, органы внутренних дел Российской Федерации или любого другого государства, а также в Государственную противопожарную службу, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы.
Приостановление (прекращение) выплаты пенсии оформляется соответствующей записью в разделе заключения "Сведения об изменении размера пенсии" с указанием причины приостановления (прекращения) ее выплаты. Запись заверяется сотрудником и начальником пенсионного органа (4.45).
В случае поступления пенсионера на службу (подпункт "а" пункта 4.39) выплата ему пенсии приостанавливается со дня присвоения ему воинского или специального звания соответствующей службы (4.46).
При этом пенсионное дело на сотрудника УИС передается на хранение в архив пенсионного органа до его повторного увольнения на пенсию, на военнослужащего или сотрудника другой службы - считается прекращенным.
Для возобновления выплаты пенсии лицам, проходившим службу в УИС, либо членам их семей необходимо обращаться в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении пенсии (приложения N 1, 2) и документом, подтверждающим данные о регистрации по месту жительства (3.2.).
Сухаревский В.В. обратился с заявлением о назначении пенсии по форме приложения N 1.
Ввиду возвращения на службу соответствующий период подлежал зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии должна была быть возобновлена исходя из той выслуги, которую он приобрел на день последнего увольнения.
Доводы ответчика сводятся к отсутствию у истца права на возобновление ранее назначенной пенсии, однако требования ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", не допускают его двойного толкования и прямо предусматривают, что при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги на день последнего увольнения.
Иное влечет снижение размера пенсионного обеспечения истца по сравнению с тем, которое он имел бы, продолжая находиться на пенсии.
Поэтому исковые требования Сухаревского В.В. о перерасчете размера пенсии по существу обоснованы обязанностью ответчика возобновить выплату ранее назначенной пенсии исходя из выслуги на день последнего увольнения.
Данные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2018 года отменить.
Вынести новое решение, которым
Удовлетворить иск Сухаревского В.В. к УФСИН России по Республике Коми:
Возложить на УФСИН России по Республике Коми обязанность произвести перерасчет пенсии Сухаревского В.В. с "Дата обезличена" исходя из оклада... ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с учетом выслуги на день последнего увольнения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.