Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Больница N 18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми) Д. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 25.04.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
постановлением руководителя Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г. Ухта с подчиненной ему территорией от 09.01.2018 N 01-Ухт-эк юридическое лицо ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 23.03.2018 приведенное постановление изменено, размер назначенного наказания снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 25.04.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В жалобе начальник ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми просит решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 25.04.2018 отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью деяния. В обосновании жалобы приводит доводы, аналогичные рассмотренным судьями предыдущих инстанций.
Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, по итогам проверки, проведенной 10.11.2017 Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со специалистами Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды в отношении ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, осуществляющего деятельность по "Адрес обезличен", выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, зафиксированные в заключении специалиста Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 27.11.2017.
По факту выявленных нарушений 22.12.2017 руководителем Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Республики Коми - заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г. Ухта с подчиненной ему территорией Толпекиной Г.В. в отношении юридического лица ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми составлен протокол N 25-Ухт-эк об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Основанием для привлечения к ответственности юридического лица послужили следующие выявленные в результате проведенной проверки нарушения: отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду; не обеспечение отнесения образующихся в процессе деятельности отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отсутствие данных о составе отходов, оценке степени их негативного воздействия на окружающую среду, на основании которых составлены паспорта отходов 1- IV класса опасности, утвержденные 10.01.2017 начальником ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми; отсутствие данных о составе отходов, оценке степени их негативного воздействия на окружающую среду для отходов V класса опасности; не обеспечение соблюдения "Порядка учета в области обращения с отходами", утвержденным приказом N 721 Минприроды России от 01.09.2011, выразившееся в отсутствие при ведении электронного учета по форме установленной приложением 3 необходимой информации о наименовании юридического лица, которому переданы отходы, о дате выдачи и номере лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности и наименовании органа, выдавшего ее; отсутствие номера и даты договора на передачу отходов; отсутствие организации учета лома и отходов черных и цветных металлов, предусмотренного приложением 4 (Данные учета в области обращения с отходами юридического лица) "Порядка учета в области обращения с отходами", утвержденным приказом N 721 Минприроды России от 01.09.2011; допущение захламления территории земельного участка отходами производства и потребления, отсутствие обеспечения безопасного для окружающей среды условия
накопления отходов, допущение складирования отходов вне специально оборудованных мест на необорудованной территории при отсутствии контейнеров для сбора отходов или иных объектов для временного накопления отходов; осуществление накопления и временного хранения отходов 1 класса опасности: ртутные лампы, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, - в кабинете, расположенном в здании штаба, где оборудованы постоянные рабочие места заместителя начальника по тылу, старшего инженера энергетика и инженера отдела.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, заключением специалиста Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, данными учета в области обращения с отходами, путевыми листами и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностное лицо и судебные инстанции установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, и пришли к обоснованному выводу о виновности ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения были предметом проверки судебных инстанций и отвергнуты ими по основаниям, приведенным в решениях. При этом судьи пришли к выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным. Не находит таких оснований и суд надзорной инстанции.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу указанных норм, признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, которое применяется в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одними из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды, обработка, утилизация и обезвреживание отходов.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Выявленные в результате проведенной проверки нарушения в деятельности ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми ставят под угрозу безопасность окружающей среды и как следствие здоровье человека, противоречат цели предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления, в связи с чем, не имеется оснований для выводов об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Сроки давности привлечения ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности соблюдены, наказание назначено с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы начальника ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми не имеется, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 25.04.2018 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 25.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми оставить без изменения, жалобу начальника ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми Д. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.