Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Душнюк Н.В. и Мишеневой М.А.
при секретаре Чаловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 ноября 2018 года по исковому заявлению Левина А.О. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левин А.О. обратился с иском по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в Список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением. Закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: (... ), признано непригодным для проживания. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, какого-либо иного жилья он не имеет, вынужден проживать в Центре помощи детям. Учитывая изложенное, истец просил возложить на администрацию Сегежского муниципального района (далее - Администрация) обязанность предоставить благоустроенное применительно к условиям города Сегежа жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Решением суда иск удовлетворен. На Администрацию возложена обязанность предоставить Левину А.О. на территории города Сегежа благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.
С таким решением не согласна Администрация, в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности М, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что Администрация наделена государственными полномочиями Республики Карелия в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия. При разрешении спора суд не применил положения статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предоставленная субвенция израсходована Администрацией на приобретение квартир для исполнения решений Сегежского городского суда о предоставлении 5-ти жилых помещений иным лицам, оставшимся без попечения родителей. Субвенция на предоставление жилого помещения Левину А.О. бюджетом Сегежского муниципального района не предусмотрена. Таким образом, возложенное судом на Администрацию обязательство выходит за пределы размера субвенции, предоставленной бюджету Сегежского муниципального района на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация не располагает денежными средствами для приобретения жилого помещения истцу. Данные обстоятельства оставлены судом без внимания, надлежащая оценка им не давалась.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Истец в представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу статьи 4 указанного Закона Республики Карелия органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 данного Закона и др.
Судом установлено, что Левин А.О, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением главы самоуправления (... ) и (... ) от ХХ.ХХ.ХХ N истец был определен в Детский дом (... ), решением Сегежского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ Л. (мать) и Л. (отец) были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе сына Левина А..
Согласно указанному постановлению главы самоуправления (... ) и (... ), за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (... ), которое постановлением администрации Валдайского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ N- N было признано непригодным для проживания. В последующем, постановлением администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении.
В связи с отчислением из МКОУ "Детский дом (... )", истец ХХ.ХХ.ХХ зачислен в Государственное бюджетное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N", расположенное в г. Сегежа, где проживает до настоящего времени.
Левин А.О. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, утвержденный приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьями 3.1, 4 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда возникло у истица с достижением возраста 18 лет, надлежащим ответчиком по требованиям о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда является Администрация. Поскольку истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признано невозможным проживание истца в закрепленном жилом помещении, суд обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выделенные из бюджета Республики Карелия денежные средства на финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений освоены в связи с предоставлением жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности на основании вступивших в законную силу судебных решений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5).
Согласно части 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия.
Таким образом, денежные средства на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. Законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
ХХ.ХХ.ХХ истцу исполнилось 18 лет, с этого времени у него наступило право на предоставление жилого помещения, с заявлением об обеспечении жилым помещением первично он обратился в октябре 2016 года, до настоящего времени он проживает в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения не имеет. Таким образом, имеет место нарушение его прав, поскольку государство принятое на себя обязательство в отношении истца не исполнило.
Учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что субвенция на предоставление жилого помещения Левину А.О. бюджетом района не предусмотрена и не передавалась Обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 ноября 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.