Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г,
судей Маловой Н.Б, Никитиной А.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 31 октября 2018 г. по иску прокурора Медвежьегорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Медвежьегорского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" о понуждении к ликвидации свалки.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Медвежьегорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Медвежьегорского городского поселения в (... ) в непосредственной близости от жилых домов и хозяйственных построек на земельном участке с координатами N выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, нарушающая права граждан на благоприятную окружающую среду, которая может повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, иные тяжкие последствия. В связи с чем просил обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения в (... ) на земельном участке с координатами N.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на администрацию Медвежьегорского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения в (... ) на земельном участке с координатами N, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - ООО "Автоспецтранс") отказано.
Ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в апелляционной жалобе полагает решение незаконным, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству. В обоснование требуемого указывает, что Министерство, как уполномоченный в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) орган исполнительной власти, реализовало свое полномочие по организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, проведя конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО. Победителем конкурсного отбора определено ООО "Автоспецтранс", 19 февраля 2018 г. между Министерством и региональным оператором заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с условиями соглашения региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО на территории Республики Карелия с 01 мая 2018 г. В числе прочих конкурсной документацией было предусмотрено условие об обеспечении региональным оператором обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей, в том числе и спорной несанкционированной свалки. Таким образом, в силу закона и заключенного соглашения обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора и собственника земельных участков. Кроме того, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия считает, что истцом не доказан факт принадлежности отходов Министерству, факт образования отходов в процессе деятельности или по завершении определенной деятельности Министерства, факт соответствия отходов критериям одного из классов опасности отходов.
Прокурор Медвежьегорского района, ООО "Автоспецтранс" представили возражения на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Иовлев Д.С.возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституцией РФ в ст.ст.41, 42, а также в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела, с учетом представленных доказательств, установлено, что на территории (... ) Республики Карелия (координаты N) имеет место несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Указанная территория является местом общего пользования, находится в неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст.8 вышеназванного Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.15 ст.5 Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016 г. N 2007-ЗРК к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, возложении на администрацию Медвежьегорского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории (... ) Республики Карелия (координаты N").
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, полагая, что суд верно исходил из того, что в силу указанных законоположений обязанность ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов лежит на Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрации Медвежьегорского городского поселения.
Доводы ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену постановленного судебного акта.
Так, не является надлежащим ответчиком по делу региональный оператор ООО "Автоспецтранс", поскольку согласно заключенному между Министерством и обществом соглашению от 19.02.2018 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия обеспечивается региональным оператором с 01.05.2018. Вместе с этим, несанкционированная свалка была образована до 01.05.2018 на протяжении длительного времени. Указание в п. 2.1.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018 на то, что региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в приложенииN 4к документации об отборе, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 12.11.2016N 1156, не является основанием для возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, поскольку в указанном соглашении не определен источник возмещения затрат на ликвидацию указанных свалок, образовавшихся до выбора регионального оператора. При этом ни Медвежьегорское городское поселение, ни Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не заключали договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации указанной несанкционированной свалки, как это следует из постановления Правительства от 12.11.2016N 1156.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что Министерство не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка, а также не является собственником самих отходов, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды. Также ответчики не представили суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника свалки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 31 октября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.