Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу ООО "Строитель" на решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 января 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Строитель" по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 16 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 января 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 210000 рублей.
Общество признано виновным в проведении работ в водоохранной зоне реки Паратунка с нарушением ограничений осуществления хозяйственной деятельности, совершенном 3 июля 2018 года в Елизовском районе Камчатского края.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель Общества Смирнов В.Я, считая недоказанным событие вмененного административного правонарушения, а также указывая на допущенные при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения, просит решение судьи отменить. Приводит доводы о том, что 3 июля 2018 года Общество не выполняло каких-либо работ в водоохранной зоне водного объекта; ссылается на то, что юридическое лицо не было извещено о составлении протокола об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Пухова С.В, который возражал против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определены требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности. Установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО " "данные изъяты"" в 2017 году получено согласование на осуществление строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод с сетями инженерного обеспечения и автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Паратунка (л.д. 129-133). Срок проведения работ по возведению мостового перехода через реку Паратунка согласован до 10 июня 2018 года (л.д. 17).
3 июля 2018 года государственным инспектором отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства проведены рейдовые мероприятия, поводом для которых послужило обращение главы Паратунского сельского поселения об осуществлении строительных работ в водоохранной зоне реки Паратунка.
В ходе натурного осмотра выявлено, что в водоохранной зоне реки Паратунка в месте с географическими координатами, указанными в протоколе об административном правонарушении, без согласования с Росрыболовством осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с возведением моста через реку, выполняются работы по планированию земельного отвода в пределах водоохранной зоны с использованием двух легких экскаваторов и рабочих.
По факту осуществления хозяйственной деятельности в водоохраной зоне водного объекта государственным инспектором отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства 4 июля 2018 года в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе проведения административного расследования установлено, что между ПАО "Камчатскэнерго" и АО " "данные изъяты"" 10 октября 2017 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения объекта "Очистные сооружения производительностью 3000 м3/сутки", расположенные в с. Паратунка Елизовского района Камчатского края (л.д. 110-113).
Во исполнение данного договора ПАО "Камчатскэнерго" 11 декабря 2017 года с ООО "Строитель" заключен договор генерального подряда на строительство ЛЭП-10кВ для технологического присоединения указанных очистных сооружений. В рамках данного договора ООО "Строитель" приняло на себя обязательства выполнить инженерные изыскания, отвод земельного участка, разработку проектной и рабочей документации, комплектацию оборудования и материалов, строительно-монтажные и пусконаладочные работы (л.д. 73-109).
Установив, что в предмет выполняемых по указанному договору работ входит, в числе прочего, отвод земельного участка, должностное лицо Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства пришло к выводу об использовании ООО "Строитель" водоохранной зоны реки Паратунка с нарушением ограничений хозяйственной деятельности.
Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении и вынесения 16 ноября 2018 года должностным лицом СВТУ ФАР постановления о назначении Обществу административного наказания по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С выводами о наличии события указанного административного правонарушения и вине Общества в его совершении согласился судья Елизовского районного суда Камчатского края, оставив без удовлетворения жалобу Общества на постановление должностного лица от 16 ноября 2018 года о назначении административного наказания.
Нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Выражая несогласие с событием административного правонарушения, защитники указывали на то, что 3 июля 2018 года Общество не выполняло каких-либо работ в водоохранной зоне реки Паратунка, приводили доводы о том, что обнаруженная на месте самоходная техника Обществу не принадлежит, а лица, осуществляющие данные работы, в трудовых отношениях с Обществом не состоят.
Отвергая доводы защитников, предыдущие инстанции нашли установленными обстоятельства того, что именно Общество осуществляло работы в водоохранной зоне реки Паратунка с нарушением ограничений хозяйственной деятельности. В основу такого вывода положены сведения, содержащиеся в акте натурного осмотра от 3 июля 2018 года, договоре генерального подряда от 11 декабря 2017 года, заключенного между ПАО "Камчатскэнерго" и ООО "Строитель", и письменных объяснениях ведущего инженера АО " "данные изъяты"" ФИО1 об обстоятельствах проведения работ в водоохранной зоне.
Из имеющегося в материалах дела акта натурного осмотра от 3 июля 2018 года усматривается, что обнаруженная должностным лицом административного органа в водоохранной зоне хозяйственная деятельность связана с возведением моста через реку Паратунка. Зафиксировано, что на момент осмотра проводятся работы по планированию земельного отвода в пределах водоохранной зоны на правом берегу реки (л.д. 2-7).
Предметом заключенного с Обществом договора генерального подряда от 11 декабря 2017 года является выполнение работ по отводу земельного участка с оформлением земельных правоотношений, разработка проектной и рабочей документации, комплектация оборудования и материалов, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту "Строительство ЛЭП-10кВ для технологического присоединения объекта "Очистные сооружения производительностью 3000 м3/сутки" (л.д. 73).
Одновременно с этим для выполнения строительно-монтажных работ по строительству временного технологического моста и сооружения свай постоянного мостового перехода АО " "данные изъяты"" по договору подряда от 20 апреля 2018 года привлекло ООО " "данные изъяты"" (л.д. 48-68).
Имея сведения о том, что к работам в водоохранной зоне реки Паратунка привлечено несколько организаций, достаточных мер, направленных на выяснение обстоятельств того, кто именно 3 июля 2018 года осуществлял указанные работы в ходе административного расследования не принято.
По делу не установлен владелец самоходной техники, обнаруженной в охранной зоне водного объекта, лица, под управлением которых эта техника находилась.
Письменные объяснения ведущего инженера АО " "данные изъяты"" ФИО1. не содержат сведений об организации, выполнявшей 3 июля 2018 года работы в водоохранной зоне реки Паратунка. Кроме того, оценивая письменные объяснения "данные изъяты" должностное лицо административного органа и судья не приняли во внимание, что они даны руководителю АО " "данные изъяты"" в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ. Ему не были разъяснены права и обязанности свидетеля, он не был предупрежден об ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за дачу заведомо ложных показаний. При рассмотрении дела об административном правонарушении этот свидетель не был опрошен должностным лицом административного органа, в связи с чем его объяснения в силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснений, приведенных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", не могли быть положены в основу вынесенного постановления (л.д. 31).
Остальные представленные в деле доказательства с достоверностью не подтверждают того, что 3 июля 2018 года Общество в пределах водоохраной зоны реки Паратунка проводило какие-либо работы с использованием самоходной техники.
Приведенные данные свидетельствуют о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, чему судья Елизовского районного суда, вопреки требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не дал должной правовой оценки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 16 ноября 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 января 2019 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Строитель" по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья В.Ф. Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.