Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу ООО "Морской Стандарт" на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 января 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Морской Стандарт" по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 7 сентября 2018 года, которое решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 9 января 2019 года в части квалификации деяния и назначенного наказания оставлено без изменения, общество с ограниченной ответственностью "Морской Стандарт" (далее - Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель Общества Быстрицкий М.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на то, что осуществляемая в пределах внутренних морских вод деятельность, связанная с перевалкой нефти и нефтепродуктов, не является предметом государственной экологической экспертизы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Королевой И.П, которая поддержала доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела следует, что 5 июня 2018 года в порту Владивосток должностным лицом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в рамках проведения рейдовых мероприятий выявлено судно "данные изъяты" осуществляющее во внутренних морских водах Российской Федерации наливные операции с нефтепродуктами, не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы на данный вид хозяйственной деятельности.
На этом основании 6 июня 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в отношении судовладельца ООО " "данные изъяты"" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
Постановлением от 5 июля 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"" прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. Основанием к этому послужили полученные в ходе административного расследования данные о том, что хозяйственную деятельность, связанную с осуществлением наливных операций во внутренних морских водах, осуществляет ООО "Морской Стандарт", которое эксплуатирует судно "данные изъяты" на условиях договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) от ДД.ММ.ГГГГ
29 августа 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в отношении ООО "Морской Стандарт" по этому же факту составлен протокол об административном правонарушении, а 7 сентября 2018 года вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).
В подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" дано разъяснение, согласно которому при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "Морской Стандарт" зарегистрировано по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова, д. 9/6, оф. 1.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29 августа 2018 года местом совершения административного правонарушения является г. Петропавловск-Камчатский, которое определено по месту нахождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данных о том, что в отношении ООО "Морской Стандарт" было проведено административное расследование, материалы дела не содержат.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 23.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический надзор, вправе, в том числе, государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
Из этого следует, что настоящее дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению по месту совершения административного правонарушения уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический надзор.
Согласно п. 1 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в числе прочего, выясняют вопрос о том, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Вопреки приведенным выше требованиям дело об административном правонарушении рассмотрено в г. Владивостоке государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю с нарушением правил территориальной подведомственности. Кроме того, материалы дела не содержат данных, на основании которых можно сделать вывод о наличии у государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю полномочий на рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных на территории Камчатского края.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 7 сентября 2018 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 9 января 2019 года подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 7 сентября 2018 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 9 января 2019 года отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Морской Стандарт" по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях направить на рассмотрение в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора.
Судья В.Ф. Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.