Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева В.А,
судей Рахманкиной Е.П, Ефимовой Е.О,
при секретаре судебного заседания Мишанине Ф.В,
с участием: административного ответчика Тетерева В.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рахманкиной Е.П. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе Тетерева Владимира Федоровича на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 20 ноября 2018 года по административному делу административному иску Межрайонной ИФНС России N 3 по Нижегородской области к Тетереву Владимиру Федоровичу о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России N 3 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Тетереву В.Ф. о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на то, что Тетерев В.Ф... является плательщиком транспортного налога, а также плательщиком земельного налога. Поскольку административным ответчиком налоги не уплачены в установленные законом сроки, то в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени.
Межрайонная ИФНС России N3 по Нижегородской области просила суд взыскать с Тетерева В.Ф. задолженность по транспортному налогу в размере 91530 руб. 00 коп, пени в размере 2070 руб. 12 коп, задолженность по земельному налогу в размере 1077 руб. 00 коп, пени в размере 24 руб. 36 коп..
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 20 ноября 2018 года постановлено: Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области к Тетереву Владимиру Федоровичу о взыскании недоимки по налогам удовлетворить частично.
Взыскать с Тетерева Владимира Федоровича, 04 сентября 1956 года рождения, уроженца с. Аламасово Вознесенского района Арзамасской области, зарегистрированного по адресу: ФИО3 "адрес", в пользу Межрайонной инспекции ФНС России N по ФИО3 "адрес" задолженность по налогам и пени в размере 47 901 руб. 42 коп, из которых транспортный налог за 2016 год - 45 765 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год - 1 035 руб. 06 коп, земельный налог за 2016 год - 1077 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год - 24 руб. 36 коп.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 1637 руб. 04 коп.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит указанное решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 апелляционную жалобу поддержал, по доводам в ней изложенным.
Межрайонной ИФНС России N по ФИО3 "адрес" в судебную коллегию предоставлены возражения на апелляционную жалобу, в которых административный истец возражает против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании ст.57 Конституции РФ, п. 1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога на транспортное средство установлены Законом ФИО3 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 71-З "О транспортном налоге".
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником транспортных средств автомобилей: TOYOTA CAMRY, гос. рег. номер С680РН52, грузового автомобиля FREIGHTLINER ST 120064 ST, гос. рег. номер С144КО52 и грузового автомобиля марки ГАЗ-330220-000350, гос. рег. номер В614УТ52.
Кроме того, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:54:1600004:417, расположенного по адресу: ФИО3 "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России N по ФИО3 "адрес" направила в адрес административного ответчика ФИО1 налоговое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно, которому ФИО1 должен уплатить транспортный налог за 2015 -2016 года в общей сумме в размере 96 030 рублей, а также земельный налог за 2016 года в сумме 1 077 руб. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в указанный в налоговом уведомлении срок указанные налоги ФИО1 не оплатил, то ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 следует уплатить недоимки по транспортному налогу и земельному налогу обязанность по добровольной уплате, по которой истекла ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 97 107 руб, пени 2 196 руб. 26 коп.
Однако данное требование в установленный срок административным ответчиком исполнено не было.
Административный истец обратился к мировому судье, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, пени.
Мировой судья судебного участка N Саровского судебного района ФИО3 "адрес" ДД.ММ.ГГГГ выдал судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам в размере 94 701 руб. 48 коп, а также расходов по оплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка N Саровского судебного района ФИО3 "адрес" судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями относительно исполнения данного судебного приказа был отменен. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции установил, что установленная законом обязанность по оплате задолженности по транспортному и земельному налогам за 2016 год, пени по данным налогам административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленных сумм налогов и пени за просрочку уплаты земельного и транспортного налога.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Порядок и сроки обращения в суд с иском о взыскании налога и пени за 2016 год, административным истцом не пропущены. Расчет налога и пени на недоимку по транспортному и земельному налогу судебной коллегией проверены, признаются правильными, соответствующим материалам дела и требованиям законодательства. От административного ответчика возражений относительно расчета не поступило.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе административному истцу в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени за 2015 год, в связи с пропуском налоговым органом предусмотренного законом срок на обращение в суд с данными требованиями. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно карточки расчетов с бюджетом по транспортному налогу налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2015 год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, налоговый орган не обратился в суд с иском о взыскании задолженности по оплате транспортного налога. Затем транспортный налог вновь исчислен за 2015 год, но со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое уведомление и налоговое требование административным истцом предоставлены не были. При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленный Законом срок направления налогового уведомления и учитывая положения статей 70 и 48 НК РФ, определяющие сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, административный истец на дату обращения с настоящим иском утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за 2015 год, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. При этом действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований. Пропуск налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Утверждения в жалобе о неполучении налогового требования и уведомления на законность вынесенного судом решения не влияют, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как указано выше, налоговое уведомление N 22426396 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговым органом в адрес ФИО1 заказной почтовой корреспонденцией, а ДД.ММ.ГГГГ налоговое требование N5602, что свидетельствует о том, что Межрайонная ИФНС России N по ФИО3 "адрес" надлежащим образом исполнена обязанность по направлению соответствующего уведомления и требования в адрес налогоплательщика, и в силу положений вышеуказанных норм, считаются полученными последним.
Вместе с тем, эта обязанность ФИО1 не исполнена, доказательств оплаты налогов за 2016 года, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России N по ФИО3 "адрес" в части взыскания задолженности по налогам за 2016 год и пени.
Утверждение автора жалобы о том, что ему не была вручена копия искового заявления, основано только на субъективном мнении заявителя, объективными доказательствами не подтверждено, в связи с чем расценивается судебной коллегией как несостоятельное.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам ФИО3 областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда ФИО3 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.