Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Афанасьева С.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N от 31 августа 2018 года,
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года (дата вынесения решения в полном объеме) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении сотрудника контрактной службы Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике Афанасьева С.А,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N от 31 августа 2018 года сотрудник контрактной службы Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике Афанасьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года (дата вынесения решения в полном объеме) постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Афанасьев С.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что расторжение контракта произошло не в ходе его исполнения, а после его полного исполнения, соответственно, соглашение о расторжении государственного контракта, подписанное после полного исполнения сторонами своих обязательств, не должно размещаться на официальном сайте согласно подп.3 п. 9 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ. Между тем, соглашение о расторжении государственного контракта размещено 7 августа 2018 года после устного предупреждения УФАС по Чувашской Республике.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Афанасьева С.А, защитников Иванова И.Н, Хохлова Л.А, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 указанного Закона в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент расторжения контракта) определено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 указанной статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из материалов дела следует, что организационно-контрольным управлением ФСО России в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательных и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике за период с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между отделом "данные изъяты" и Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике заключен государственный контракт N.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны расторгли контракт по соглашению сторон на основании статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (л.д. 14).
Сведения о расторжении государственного контракта были размещены в реестре контрактов 7 августа 2018 года, при сроке размещения до 5 декабря 2017 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения сотрудника контрактной службы Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике Афанасьева С.А. к административной ответственности по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ за нарушение сроков размещения информации о расторжении контракта в реестре контрактов, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд первой инстанции с выводами Управления антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии согласился.
Между тем выводы, изложенные в обжалуемых актах, не учитывают следующее.
Как следует из материалов дела, государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ исполнен в полном объеме 28 ноября 2017 года, о чем свидетельствуют размещенные должностным лицом заказчика в единой информационной системе отчет заказчика, с приложенным актом выполненных услуг N от 14 ноября 2017 года и информация об исполнении контракта с приложенными актом выполненных услуг N от 14 ноября 2017 года и платежным поручением N от 17 ноября 2017 года.
Пунктом 1 статьи 408 ГК РФ определено, что обязательство прекращается надлежащим исполнением.
Следовательно, государственный контракт от 4 сентября 2017 года следует признан исполненным, а обязательство прекращенным.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком и исполнителем заключено дополнительное Соглашение о расторжении государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что стороны пришли к соглашению о расторжении государственного контракта с момента подписания настоящего соглашения. Основания расторжения контракта в нем не указаны.
Положениями ст. 450 ГК РФ предусмотрена возможность досрочного прекращения действия государственного контракта до выполнения всех обязательств. В соответствии с указанной нормой государственный контракт может быть прекращен по соглашению сторон, в связи с отказом стороны от его исполнения, а также расторгнут в судебном порядке.
Статьей 95 Закона о контрактной системе определен порядок изменения, расторжения контракта.
Положениями данной статьи предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 8).
Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ заключено после полного исполнения сторонами своих обязательств.
Поскольку государственный контракт был прекращен надлежащим исполнением принятых обязательств, оснований для расторжения государственного контракта в соответствии со ст. 450 ГК РФ, путем заключения дополнительного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении государственного контракта не имелось.
Следовательно, у должностного лица заказчика отсутствовала обязанность по внесению в единую информационную систему в сфере закупок информации о заключении соглашения о расторжении контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Афанасьевым С.А. последовательно отрицался (л.д. 2, 38, 72), при этом приводились доводы, свидетельствующие о необоснованности вывода антимонопольного органа, со ссылкой на подп. 3 п. 9 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому соглашение о расторжении государственного контракта должно размещаться на официальном сайте в ходе его исполнения.
Изложенным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, антимонопольным органом и судом первой инстанции надлежащая правовая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и суда о наличии в действиях Афанасьева С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, является необоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N от 31 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Афанасьева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса.
Кроме того, в вводной части решения судьей не верно указана дата его изготовления -14 ноября 2018 года.
Резолютивная часть решения по настоящему делу об административном правонарушении объявлена судьей районного суда 14 ноября 2018 года, в полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2018 года.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения решения по данному делу об административном правонарушении является 15 ноября 2018 года, тогда как в обжалуемом судебном акте днем его вынесения ошибочно указано 14 ноября 2018 года.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N от 31 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении сотрудника контрактной службы Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации Афанасьева С.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.