Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Шанс" Васильева А.А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии N 505 от 14 июня 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении товарищества собственников жилья "Шанс",
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии Егорова В.Г. N 505 от 14 июня 2018 года товарищество собственников жилья "Шанс" (далее - ТСЖ "Шанс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2018 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель правления ТСЖ "Шанс" Васильев А.А. выражает несогласие с вынесенными решениями и просит их отменить с прекращением производства по делу, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии Анисимова А.Г, выступление защитника ТСЖ "Шанс" Николаева Л.Ф, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно информации, представленной на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, следует, что в рамках перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами 27 апреля 2018 года на территории Чувашской Республики заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО "данные изъяты"".
С момента установления единого тарифа для Регионального оператора и выставления потребителям платы за обращение с твердыми коммунальными отходами отдельной строкой в квитанциях за ЖКУ исполнителями услуг расходы по сбору, вывозу, захоронению (утилизации) твердых коммунальных отходов будут исключены из состава платы за содержание помещения и будут относиться к коммунальным услугам.
До 27 апреля 2018 года региональный оператор по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики определен не был, тарифы на услугу по обращению с ТКО не установлены.
Таким образом, на территории Чувашской Республики до 27 апреля 2018 года сбор и вывоз твердых бытовых отходов входил в перечень работ и услуг, связанных с содержанием жилого помещения, и оплачивался из статьи "содержание жилого помещения".
В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регламентирующее перенос платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды из коммунальных услуг в стоимость содержания общего имущества, с января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, ТСЖ, ЖК (ЖСК).
С 10 августа 2017 года часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ начала действовать в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 N 258-ФЗ, согласно которому размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Чувашской Республики применяются тарифы на коммунальные ресурсы (услуги), установленные Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам.
Однако порядок проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на сегодняшний день Правительством Российской Федерации не утвержден.
Как следует из представленных материалов и фактических обстоятельств дела, установленных должностным лицом административного органа при рассмотрении материалов внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя - главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики от 26 января 2018 года N 21 в отношении ТСЖ "Шанс", расположенного адрес: "адрес" Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, расположенного по адресу: "адрес", выявлено:
1) ТСЖ "Шанс" в нарушение требований части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательства в ноябре, декабре 2017 года начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 500,00 рублей за куб.м и отражает её в платежных документах отдельной строкой "Вывоз ТБО";
2) ТСЖ "Шанс" в нарушение требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ в платежном документе для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги за ноябрь, декабрь 2017 года в составе платы за содержание жилого помещения не начислены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Расходы электрической энергии, горячей воды, холодной воды, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ "Шанс" в ноябре, декабре 2017 года были включены в состав платы за коммунальные услуги по электроснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, отразив данные в разделе "Общедомовые нужды", в нарушение требований пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, по строкам: "ГВС" в размере 0,00 рублей; "ХВС" в размере 0,00 рублей; "Электроснабжение" в размере 68,42 рублей за ноябрь 2017 года;
ТСЖ "Шанс" в нарушение требований частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в ноябре, декабре 2017 года в периоде в размер платы за содержание жилого помещения не включены расходы по отведению сточных вод в целях использования и содержания общего имущества в доме в нарушение требований жилищного законодательства.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии постановления о признании ТСЖ "Шанс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ТСЖ "Шанс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с таким выводом судьи районного суда не имеется.
Факт совершения ТСЖ "Шанс" вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом и судьей районного суда дана всесторонняя, полная и объективная оценка в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ, в том числе актом проверки ТСЖ "Шанс" от 5 февраля 2018 года N 14/01, предписанием Государственной жилищной инспекции от 5 февраля 2018 года N 14/01, протоколом об административном правонарушении от 5 апреля 2018 года.
Выводы о наличии события правонарушения и виновности ТСЖ "Шанс" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
Доводы в жалобе, сводящиеся к отсутствию в действиях ТСЖ "Шанс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, опровергаются совокупностью доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и не могут быть приняты во внимание.
Утверждение автора жалобы о том, что действия ТСЖ "Шанс" не образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения имеют организационный характер - своевременное изменений названий статей расходов и мест размещения информации в платежном документе не было осуществлено в связи с необходимостью изменений в программный продукт, формирующий платежный документ, являются несостоятельными.
Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 определен объем информации, подлежащий указанию в платежном документе.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (далее - Приказ 43/пр) утверждена примерная форма платежного документа.
Объем информации, предусмотренный указанными нормативными актами, к отображению в платежном документе обязателен, и должен быть достоверным.
Именно на основании указанного объема информации, содержащегося в платежных документах, предъявленных ТСЖ "Шанс" собственникам помещений "адрес" для оплаты за ноябрь и декабрь 2017 года, потребителями получены сведения по каждому виду оказанных (полученных) услуг и расходов по содержанию жилого помещения.
Следовательно, недостоверное указание в платежных документах указанного объема информации, в том числе по структуре, статье и размеру начислений, вводит потребителя в заблуждение относительно объема конкретного вида реализованных услуг (работ), что свидетельствует об обмане.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановление о привлечении ТСЖ "Шанс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ТСЖ "Шанс" в пределах санкции части 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановления и решения, не имеется.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения принятых по делу актов не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии N 505 от 14 июня 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении товарищества собственников жилья "Шанс" оставить без изменения, а жалобу Васильева А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.