Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ефремовой Е.А. на постановление начальника отдела (инспекции) в Чувашской Республике ПМТУ Росстандарта N 3 длж/2 от 12 марта 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО "Завод "Чувашпиллер" Кожанова Сергея Григорьевича,
УСТАНОВИЛ
постановлением начальника отдела (инспекции) в Чувашской Республике ПМТУ Росстандарта N 3 длж/2 от 12 марта 2018 года директор ООО "Завод "Чувашпиллер" Кожанов С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Кожанов С.Г. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник Ефремова Е.А, действуя на основании доверенности, подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения и наличие оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке, предусмотренном статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника Ефремову Е.А, поддержавшую доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие Кожанова С.Г, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 14.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что ответственность за нарушение требований технических регламентов возложены, в том числе, на продавца и исполнителя. Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ).
Императивная норма пункта 6 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованием к продукция процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
С 15 февраля 2015 года на территории Таможенного союза действует Технический регламент Таможенного союза TP ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 (далее - Технический регламент Таможенного союза TP ТС 031/2012).
Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к колесным и гусеничным сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам и прицепам к ним, обеспечения свободного перемещения колёсных и гусеничных сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза устанавливает требования к тракторам, прицепам и их компонентам в целях зашиты жизни в здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действии, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 031/2012 настоящий Технический регламент Таможенного союза распространяется на вновь изготавливаемые и ввозимые колесные и гусеничные сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы (далее - тракторы) и прицепы к ним (далее - прицепы), выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 031/2012 перед выпуском в обращение на рынке тракторы, прицепы или компоненты должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего Технического регламента Таможенного союза.
Подтверждение соответствия осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия).
Классификация тракторов и прицепов по категориям и типам для целей подтверждения соответствия приведена в Приложении 3 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза. Компоненты, подтверждение соответствия которых проводится отдельно, приведены в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза.
Если изготовитель тракторов или прицепов является изготовителем компонентов, поставляемых только на собственное сборочное производство, подтверждение соответствия компонентов, указанных в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза, проводится на основании протоколов испытаний, выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза или сертификатов соответствия.
Сертификационные испытания тракторов и прицепов проводятся только при наличии положительных результатов испытаний в соответствии с абзацем 5 пункта 1 настоящей статьи или сертификатов соответствия на компоненты, приведенные в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 031/2012, тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Абзацем 8 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ установлен принцип недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Из представленных материалов и фактических обстоятельств дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки по соблюдению обязательных требований национальных стандартов Российской Федерации и технических регламентов должностным лицом отдела (инспекции) в Чувашской Республике ПМТУ Росстандарта установлен факт реализации ООО "Завод "Чувашпиллер" с 23 ноября 2017 года по 1 февраля 2018 года тракторов универсальных "Чувашпиллер - 504", подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия, что является нарушением требований пунктов 1,2 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" - перед выпуском в обращение на рынок тракторы универсальные "Чувашпиллер - 504" не прошли обязательное подтверждение соответствие требованиям безопасности вышеуказанного Технического регламента Таможенного союза в форме сертификации.
Факт совершения Кожановым С.Г, являющимся должностным лицом ООО "Завод "Чувашпиллер", вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждается доказательствами, исследованными должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2018 года, актом проверки N сж от 5 марта 2018 года, актом отбора образцов от 6 февраля 2018 года, паспортом самоходной машины и других видов техники RU ТК 086931, декларациями на товары, протоколом технического осмотра от 6 февраля 2018 года, справкой о реализации ООО "Завод "Чувашпиллер" пяти тракторов Чувашпиллер-504 в период с 23 ноября 2017 года по 1 февраля 2018 года, и другими.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении должностного лица административного органа и в решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Кожанова С.Г. в совершении административного правонарушения, и его действия правильно квалифицированы по статье 14.45 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 14.45 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины Кожанова С.Г. в совершенном административном правонарушении по мотивам наличия сертификата соответствия Таможенного союза по добровольной сертификации N со сроком действия с 16.12.2014 по 15.12.2019, выданный органом по сертификации ООО "данные изъяты", являются несостоятельными, поскольку законодательством установлен принцип недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией (абзац 8 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ).
Несогласие заявителя с выводами, содержащимися в обжалуемых актах, не является основанием для удовлетворения жалобы.
Доводы жалобы о наличии оснований для замены назначенного Кожанову С.Г. административного штрафа на предупреждение в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ, не принимаются.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Допущенное в рамках настоящего дела нарушение сопряжено с невыполнением требований технического регламента, принятого в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, порождает возникновение угрозы причинения вреда, перечисленного в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и свидетельствует об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Остальные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностных лиц административного органа и судьи районного суда, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу актов, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела (инспекции) в Чувашской Республике ПМТУ Росстандарта N 3 длж/2 от 12 марта 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО "Завод "Чувашпиллер" Кожанова Сергея Григорьевича оставить без изменения, жалобу защитника Ефремовой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.