Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сергеева Сергея Александровича на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск N 171 от 26 апреля 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск Сергеева Сергея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск N 171 от 26 апреля 2018 года Сергеев С.А, являющийся инженером по охране окружающей среды филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему как должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 июня 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу постановлением и решением, Сергеев С.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, заслушав Сергеева С.А, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статьям 11, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, при этом содержание территорий городских сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам
Как следует из установленных должностным лицом Роспотребнадзора фактических обстоятельств дела, в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарска Чувашской Республики проверки, по результатам которой в отношении Сергеева С.А. прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, выявлено несоблюдение филиалом АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарске экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выраженное в следующем.
В соответствии с пункта 2.3. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведете круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределение отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл и изоляции отходов.
Согласно части 3 пункта 3.8 Технологического регламента эксплуатации объектов Филиал АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск утвержденного директором Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск ФИО1 26 марта 2018 года, водители транспортного средства Заказчика (и/или представитель) передает диспетчеру пункт; весового контроля Филиала талоны в количестве массы ввозимой партии отходов. Свидетельство о регистрации транспортного средства и/или Паспорт самоходной машины, Акт приема-передачи отходов на объект размещения отходов, паспорт отходов I- IV классов опасности, доверенность представителя Заказчика.
При проверке весовой филиала АО "Управления отходами" в г.Новочебоксарске накладных или иных документов установлено, что юридическими лицами (и) или индивидуальным предпринимателями, представителями (водителем или трактористом) от имени ЮЛ или ИП), не указаны классы опасности отходов производства и потребления, предварительно не определены классы опасности отходов согласно требованиям пункту 2.9 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
В накладных или иных документах ЮЛ и ИП, на завозимые отходы производства и потребления, для размещения их на карте полигона ТКО филиала Управление отходами" в г. Новочебоксарске имеются только данные о коде из Единого классификационного каталога отходов (ФККО) производства и потребления РФ, однако филиалом АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарске указанные отходы без ограничения принимаются для складирования и утилизации на первой карте полигона ТКО.
При осмотре полигона ТКО выявлено, что крупногабаритные отходы (строительные отходы, отходы резиноасбестовых изделий, отходы пенопласта, отходы мебели) и ТКО, минуя процесс предварительной сортировки и брикетирования, размещаются на карте складирования N1. Выборочная сортировка отходов, которые не подлежат размещению, такие как покрышки автомобильные, тара, загрязненная маслами осуществляется непосредственно на самом полигоне.
В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап", утвержденным приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13.10.2017 N668-п, ТКО с мест их образования на полигон доставляет перевозчик имеющимися у него мусоровозами. Пройдя через пост взвешивания и пункт радиационного контроля, мусоровозы разгружаются на специальной площадке мусоросортировочного комплекса - зоне разгрузки отходов, которая предназначена для первичной сортировки крупногабаритных отходов или отходов, не подлежащих подаче на линию сортировки. Далее ТКО проходят операции сортировки с отбором утилизируемых фракций и прессования, в результате которой образуются брикеты ТКО. Далее брикетированные отходы вывозятся на полигон для захоронения.
Таким образом, размещение ТКО без предварительной сортировки и брикетирования и размещение крупногабаритного мусора нарушает требования документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, чем нарушены требования, установленные статьей 27, пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Предусмотренная по проекту контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для обезвреживания ходовой части мусоровозов (машин, заезжающих на полигон ТКО с отходами), на площадке владения N по "адрес" у филиала АО "Управление отходами" в г.Новочебоксарске на момент проведения проверки не функционировала, вследствие чего автотранспорт выезжал на автомобильную дорогу, в населенные пункты без соответствующего обезвреживания.
Указанное, является нарушением требований пункта 4.3 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
На площадке временного хранения связки прессованных пластиковых изделий (пластиковые канистры из-под масел для автомобилей) не установлен металлический герметический поддон в нижней части для сбора масел, при этом остаточное масло со связки стекает с прессованных изделий и загрязняет промышленную площадку, деревянные подтоварники.
Тем самым нарушены требования пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производств и потребления", в силу которого при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Сергеев С.А. с 11.01.2017 состоящий в филиале АО " Управление отходами" в г.Новочебоксарске в должности инженера по охране окружающей среды, является лицом, ответственным за соблюдение в указанном филиале природоохранного законодательства. Между тем, Сергеев С.А. допустил указанные выше нарушения требований законодательства, установленные по результатам разбирательства дела об административном правонарушении.
Факт совершения Сергеевым С.А. вмененного административного правонарушения и виновность его как должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судом при проверке жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Сергеева С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Довод жалобы Сергеева С.А. об отсутствии вины в совершенном административном правонарушении, поскольку в накладных и сопроводительных документах на отходы их класс опасности подлежит указанию производителем (собственником) отходов, они же обязаны определить состав отходов, а в талонах и актах приема-передачи, составленных с участием АО "Упралвние отходами" содержатся данные о коде отходов из Единого классификационного каталога отходов (ФККО) производства и потребления РФ, не может быть принят, поскольку обязательность указания класса опасности отходов вытекает из санитарных правил и Технического регламента от 26 марта 2018 года, обеспечить требования которых должен был Сергеев С.А. как должностное лицо.
Вопреки доводам жалобы, формальное наличие на полигоне контрольно -дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для обработки ходовой части мусоровоза, использование которой не обеспечивает обезвреживание выезжающего автотранспорта на автодорогу и в населенные пункты (как указал в суде Сергеев С.А. - вследствие замерзания дезинфицирующего средства из-за отрицательной температуры окружающей среды), нельзя признать соблюдением требований пункта 4.3 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Доводы заявителя о соблюдении требований проектной документации и технологических процессов при выгрузке и размещении отходов на карте складирования N 1 опровергаются информацией, предоставленной в прокуратуру г. Новочебоксарска специалистом - главным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по Чувашской Республике ФИО2, по результатам непосредственного осмотра территорий и помещений объекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов", расположенного по адресу: "адрес".
Административное наказание назначено Сергееву С.А. в пределах санкции, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, соответствует содеянному, отвечает целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом административного органа и судьей районного суда не допущено, оснований для отмены обжалуемых актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск N 171 от 26 апреля 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск Сергеева Сергея Александровича оставить без изменения, жалобу Сергеева С.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.