Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тимофеева Бориса Николаевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 27 апреля 2018 года и решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Тимофеева Бориса Николаевича,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 27 апреля 2018 года Тимофеев Б.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 27 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Тимофеев Б.Н. просит об отмене вышеуказанных решений и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения Тимофеева Б.Н, пояснения представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Игнатьева А.Ф, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на физических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Таким образом, невыполнение собственником земельного участка, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно материалам дела, Тимофееву Б.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1,47 га, местоположение: "адрес".
Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации Канашского района Чувашской Республики от 3 ноября 2017 года N 37 на основании обращения главы Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 1.11.2017 г. назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Тимофеевым Б.Н. земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Проведенной 13 ноября 2017 года проверкой выявлено, что вышеуказанный земельный участок используется не по целевому назначению, на участке растут разнотравья (цикорий обыкновенный, полынь горькая. Тысячелистник, бодяк полевой, василек полевой, осот полевой), следов проведения агротехнических (мероприятия по обработке почв в целях воспроизводства плодородия земель), фитосанитарных (мероприятия по уничтожению и не допущению зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью), агрохимических (мероприятия по повышению плодородия почв, а также химической мелиорации почв) мероприятий не установлено.
По результатам проверки, должностным лицом Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области в отношении Тимофеева Б.Н. был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения Тимофеевым Б.Н. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 13 ноября 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 9 января 2018 года; фотоматериалом и другими доказательствами.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.
Утверждения в жалобе об отсутствии в действиях заявителя состава инкриминируемого административного правонарушения опровергаются совокупностью исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Тимофеева Б.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что акт проверки от 13 ноября 2017 года является недопустимым доказательством по делу отклоняется как не состоятельный по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки явилось поступление в орган муниципального земельного контроля обращения главы Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 1.11.2017 г. о факте неиспользования земель сельхозхозяйственного назначения.
Распоряжением администрации Канашского района Чувашской Республики от 3 ноября 2017 года N 37 на основании обращения главы Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 1.11.2017 г. назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Тимофеевым Б.Н. земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для проведения которой направлена главный специалист-эксперт по взаимодействию с организациями агропромышленного комплекса администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П.
Как видно из материалов дела о предстоящей проверке Тимофеев Б.Н. был надлежащим образом уведомлен, однако при проверке он не участвовал. Данное обстоятельство не ставит под сомнение законность акта проверки, поскольку лицо, в отношении которого проводится проверка, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведении проверки.
На основании распоряжения администрации Канашского района Чувашской Республики от 3 ноября 2017 года N 37 лицами проводившими проверку: главным специалистом-экспертом по взаимодействию с организациями агропромышленного комплекса администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П, главным специалистом-экспертом отдела по взаимодействию с организациями агропромышленного комплекса администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевым С.П, главой администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Ивановым И.М, специалистом-экспертом администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А. произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером N принадлежащего на праве собственности Тимофееву Б.Н.
По результатам проверки органом муниципального земельного контроля составлен акт от 13 ноября 2017 года.
Проведенной 13 ноября 2017 года проверкой выявлено, что вышеуказанный земельный участок используется не по целевому назначению, на участке растут разнотравья (цикорий обыкновенный, полынь горькая. Тысячелистник, бодяк полевой, василек полевой, осот полевой), следов проведения агротехнических (мероприятия по обработке почв в целях воспроизводства плодородия земель), фитосанитарных (мероприятия по уничтожению и не допущению зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью), агрохимических (мероприятия по повышению плодородия почв, а также химической мелиорации почв) мероприятий не установлено.
В связи с выявлением в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, должностными лицами органа муниципального земельного контроля акт проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения направлен в Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, проверка проведена на основании распоряжения главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 3 ноября 2017 года N 37, вынесенного в соответствии со ст. 72 ЗК РФ на основании обращения главы Чагасьского сельского поселения от 1.11.2017 N 160, уполномоченным должностным лицом органа муниципального земельного контроля, о проведении которой Тимофеев Б.Н. был предварительно уведомлен органом муниципального земельного контроля. Срок проверки соблюден, участие в проверке иных лиц не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в составленном по настоящему делу протоколе об административном правонарушении указана дата совершения административного правонарушения -13 ноября 2017 года.
Исходя из материалов дела и обстоятельств, установленных в рамках проверки, указанная дата является датой совершения вмененного Тимофееву Б.Н. административного правонарушения, в этот день был составлен акт проверки.
Иные доводы настоящей жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки при рассмотрении жалобы в районном суде, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, им была дана надлежащая правовая оценка, правильность которой сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с учетом применения положений ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Тимофеева Б.Н. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 27 апреля 2018 года и решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Тимофеева Бориса Николаевича оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.