Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Марковой Веры Александровны на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Васильевой Е.А. от 1 августа 2018 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица Марковой Веры Александровны,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 1 августа 2018 года инженер-эколог АО "ТУС" Маркова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 1 августа 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Маркова В.А. просит решение судьи изменить, снизить размер назначенного административного штрафа в соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Рассмотрев доводы жалобы и изучив материалы дела, выслушав защитника Осипова Г.М, поддержавшую жалобу, пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Кочкомазовой О.С, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 29 июня 2018 года N 329-п должностным лицом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике проведена внеплановая документарная проверка в отношении Акционерного общества "ТУС" на предмет исполнения предписания об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны атмосферного воздуха от 29 сентября 2017 года, в ходе которой установлено, что Общество осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (газорегуляторная установка, газорегуляторный пункт) без специального разрешения.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении инженера-эколога АО "ТУС" Марковой В.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, основной деятельностью Общества является строительство жилых и нежилых зданий.
Поступление природного газа для работы стационарных источников осуществляется путем его понижения через газораспределительную установку (ГРУ) до потребительской нормы. ГРУ установлена в производственном здании, газорегуляторный пункт (ГРП) расположен на производственной территории по адресу: "адрес" (филиал АО "ТУС"-Завод "КЕТРА").
Согласно СТО Газпром 2-1.19-058-2006 "Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП), ГИС" от технологического оборудования ГРУ, ГРП через сбросные и продувочные свечи осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: метан, одорант СПМ (смесь природных меркаптанов).
В соответствии с представленной Обществом Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников ГРУ и ГРП (продувочные и сбросные свечи, дефлекторы) составил 0,217 т.
При рассмотрении дела должностным лицом и судом установлен факт осуществления Обществом выброса загрязняющих веществ от стационарных источников ГРУ и ГРП в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, АО "ТУС" нарушены требования положений ч.1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При изложенных обстоятельствах должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица Марковой В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения Марковой В.А. вмененного ей административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о доказанности факта нарушения Марковой В.А. требований, установленных ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с имеющими в деле доказательствами в их совокупности в решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Марковой В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Каких-либо нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении должностного лица Марковой В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей назначено должностному лицу Марковой В.А. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1 КоАП РФ, размер штрафа является минимальным.
Административное наказание назначено Марковой В.А. в соответствии с санкцией ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, снижение назначенного должностному лицу административного штрафа невозможно по основанию, предусмотренному частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку закон предусматривает такое снижение лишь в исключительных случаях и при условии, что минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным также не имеется, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, нарушает общественные правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в неисполнении должностным лицом возложенной на него публично-правовой обязанности без уважительных причин. Как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при его рассмотрении Марковой В.А. не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению обязанности по своевременному получению разрешения и недопущению осуществления деятельности на конкретном источнике загрязнения в отсутствие такого разрешения.
Следовательно, не имеется оснований для вывода о малозначительности правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу решений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Васильевой Е.А. от 1 августа 2018 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица Марковой Веры Александровны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.