Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Федорова В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Федорова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года Федоров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 22-24).
18 июня 2018 года инспектором по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Троицким В.И. вынесено предписание в адрес Федорова В.В. об устранении в срок до 20 ноября 2018 г. выявленного нарушение требований земельного законодательства путем приведения в соответствие границ земельного участка со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, либо освободить самовольно занятые участки.
Федоров В.В. обжаловал указанное постановление и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в Московский районный суд г. Чебоксары.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года постановление должностного лица от 7 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба Федорова В.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Федоров В.В. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок находится в том состоянии, в котором он был на момент приобретения по договору купли - продажи от 24 января 2013 года. Границы участка по состоянию на 2013 год были установлены и отражены в межевом плане, который основывался на схеме расположения земельных участков на кадастровой плане, утвержденной заместителем главы города Чебоксары 9 августа 2011 года. Полагает, что данный спор должен решаться в гражданском порядке; административное наказание назначено не за те действия, которые вменены актом проверки; судом не был принят во внимание довод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности; акт проверки и предписание были выданы в день вынесения постановления, что лишило его права на предоставление доказательств невиновности, а также воспользоваться услугами защитника.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Федорова В.В, поддержавшего жалобу, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Павлова Ю.И, прихожу к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением АО " "данные изъяты"" по результатам административного обследования объекта земельных отношений от 3 мая 2018 года государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Троицким В.И. с целью проверки соблюдения Федоровым В.В. требований
земельного законодательства при использовании принадлежащего ему на праве собственности
земельного участка с кадастровым номером
N, общей площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес", на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике N от 22 мая 2018 года проведена внеплановая выездная проверка
В ходе проведенной выездной проверки, 18 июня 2018 года установлено, что Федоровым В.В. используется земельный участок площадью 105 кв.м. с кадастровым номером N (земли общего пользования, уличная сеть) и земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером N (земли общего пользования) в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки, которые находятся за пределами границ земельного участка с кадастровым номером N.
Основанием для привлечения Федорова В.В. к административной ответственности на основании указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что названным лицом используется земельный участок общей площадью 113 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" в отсутствие предусмотренных законом прав на земельный участок.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет административную ответственность.
В силу ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Факт совершения и виновность Федорова В.В. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Федорова В.В. квалифицированы по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями земельного законодательства.
Ссылка заявителя на то, что в оспариваемом постановлении вменено иное правонарушение, чем указано в акте проверки не является основанием для отмены решений.
Актом проверки фиксируется лишь факт совершаемых должностными лицами действий и факт совершенного правонарушения.
В силу пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации состава административного правонарушения принадлежит судье, органу или должностному лиц.
Довод заявителя жалобы о пропуске срока давности для привлечения к административной ответственности подлежит отклонению как противоречащий требованиям части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административные правонарушения, предусмотренные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на порядок в области охраны собственности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.
Из содержания ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Вмененное Федорову В.В. административное правонарушение является длящимся, срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начинает течь со дня его обнаружения, т.е. 18 июня 2018 года. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах 2-х месячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что Федоров В.В. был лишен возможности представить доказательства невиновности и воспользоваться услугами защитника, поскольку предписание и акт проверки были получены заявителем в день вынесения постановления, не принимаются.
Как следует из материалов дела, акт проверки от 18 июня 2018 года N, схематический чертеж и обмер границ земельного участка, фототаблица, предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 18 июня 2018 года N, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены Федорову В.В. по адресу регистрации места жительства. Иных сведений о месте жительства Федорова В.В. у административного органа не имелось. Конверт с указанными выше документами вернулся в административный орган с отметкой "истек срок хранения".
О проведенной проверке Федорову В.В. было известно, поскольку 13 июня 2018 года он получил распоряжение о проведении проверки N от 22 мая 2018 года, при проведении проверки 18 июня 2018 года Федоров В.В. присутствовал.
Копия протокола об административном правонарушении и определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены Федорову В.В. и получены им 30 июля 2018 года.
Таким образом, у заявителя имелась возможность собрать доказательства невиновности, а также заключить соглашение о представлении его интересов защитником при производстве по настоящему административному делу.
Довод защитника, изложенный в суде апелляционной инстанции, о том, что проверка проведена с нарушениями требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 486, поскольку отсутствовали законные основания для проведения проверки, обращение АО " "данные изъяты"" не является основанием для ее проведения, является несостоятельным.
В силу п. 4 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (ч. 2 ст. 71.2 Земельного кодекса).
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (ч. 3 ст. 71.2 Земельного кодекса).
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений регламентирован Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 года N 251 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено оформление акта административного обследования объекта земельных отношений в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п. 8 Правил).
Исходя из п. 2 ч. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки явились результаты проведенного административного обследования объекта земельных отношений.
Следовательно, оснований для вывода о том, что внеплановая выездная проверка в отношении Федорова В.В. проведена с нарушениями требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, не имеется.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с установленными в ходе производства по делу обстоятельствами, являлись предметом исследования и оценки должностного лица административного органа и суда первой инстанции, правомерно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих постановлениях.
Следует отметить, что жалоба Федорова В.В. об отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 18 июня 2018 года осталась не рассмотренной, какие - либо выводы по данному требованию в решении судьи районного суда отсутствуют.
Однако данное обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявленных требований в порядке КоАП РФ, предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ подлежит обжалованию в ином судебном порядке.
Административное наказание назначено Федорову В.В. в пределах, установленных санкцией статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Федорова В.В. оставить без изменения, жалобу Федорова В.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.