Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Разумовой Л.А., действующей в интересах публичного акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод",
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года ПАО "Чебоксарский агрегатный завод" (далее - ПАО "ЧАЗ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе и в дополнениях к ней, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Разумова Л.А. просит указанные решения отменить, как незаконные и необоснованные, снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения Разумовой Л.А, поддержавшей жалобу, пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Архипова С.А, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона N 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 11 ФЗ от 24.07.1998 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п.3 ст.18 ФЗ от 24.07.1998 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в декабре 2017 года по результатам плановой выездной проверки Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике составлен акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 12 декабря 2017 года и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12 декабря 2017 года в срок 14 августа 2018 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности ПАО "ЧАЗ" в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по 16 видам отходов.
В период с 17 августа 2018 года по 29 августа 2018 года на основании приказа Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 августа 2018 года проведена внеплановая документарная проверка ПАО "ЧАЗ".
2 августа 2018 года ПАО "ЧАЗ" обратилось в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике с заявлением об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Управление рассмотрело проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направило в адрес ПАО "ЧАЗ" письмо о необходимости устранения выявленной некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
29 августа 2018 года ПАО "ЧАЗ" дополнительно направлено письмо о невозможности полного устранения выявленной некомплектности документов в связи с отсутствием контрагента, имеющего лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-VI класса опасности на 13 видов отходов, входящий состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "ЧАЗ" с 1 мая 2015 года по настоящее время осуществляет хозяйственную деятельность без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 3 сентября 2018 года; представлением от 12 декабря 2018 года; актом проверки от 29 августа 2018 года; предписанием от 29 августа 2018 года и иными материалами дела.
Данные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судом первой инстанции достаточными для разрешения дела по существу, они получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности ПАО "ЧАЗ" в совершении вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПАО "ЧАЗ", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 названного Кодекса.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не выявлено. Основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снижении штрафа, назначенного в минимальном размере санкции нормы статьи 8.2 КоАП РФ, также не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "ЧАЗ" к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.