Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маринкиной Нины Александровны на постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 12 сентября 2018 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Маринкиной Нины Александровны,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 сентября 2018 года N 05-ЧР/68 Маринкина Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 сентября 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Маринкина Н.А. просит об отмене вышеуказанных решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения по тем мотивам, что на момент проверки фактическим владельцем земельного участка на основании договора дарения земельного участка от 14 мая 2018 года является ее "данные изъяты" ФИО1, и для установления места положения земельного участка в нарушение требований закона использовались технические средства измерения, сведения о поверке и сертификации которых в деле отсутствуют.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Яковлеву Т.А, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Маринкиной Н.А. извещенной надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на физических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Таким образом, невыполнение собственником земельного участка, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно материалам дела, 22 августа 2018 года на 14 часов в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ в области земельных отношений на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 9 августа 2018 года N 05-ЧР/248, установлено, что Маринкиной А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный в кадастровом квартале N на территории "данные изъяты" района.
Проверкой установлено, что земельный участок представлен травянистой растительностью, зарастает сорной многолетней и однолетней растительностью (лопух большой, полынь обыкновенная, цикорий обыкновенный, пырей ползучий, пижма обыкновенная, осот желтый, бодяк розовый, вейник наземный и др.). Весь участок зарастает древесно-кустарниковой растительностью - вяз, береза повислая, клен американский, высота деревьев от 1 до 4 м). Участок задернован. По участку проходит грунтовая дорога. На земельном участке гражданкой Маринкиной Н.А. не были приняты меры по проведению обязательных агротехнических работ по производству сельскохозяйственных культур и других мероприятий по борьбе с сорными растениями и вводу земельного участка в севооборот в соответствии с системой земледелия, и не выполняются установленные требования по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду, что привело к зарастанию вышеуказанного земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
По результатам проверки, должностным лицом Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области в отношении Маринкиной Н.А. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения Маринкиной Н.А. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается выпиской из ЕГРН, актом осмотра, фототаблицей, актом проверки от 22 августа 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 4 сентября 2018 года и другими материалами в деле.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.
Утверждения в жалобе об отсутствии в действиях заявителя состава инкриминируемого административного правонарушения опровергаются совокупностью исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Маринкиной Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы Маринкиной Н.А. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения по тем мотивам, что на момент проверки фактическим владельцем земельного участка на основании договора дарения земельного участка от 14 мая 2018 года является ее "данные изъяты" ФИО1, и для установления места положения земельного участка в нарушение требований закона использовались технические средства измерения, сведения о поверке и сертификации которых в деле отсутствуют, судом первой инстанции были исследованы в полном объеме и обоснованно отвергнуты по мотивированным основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении.
Представленный договор дарения от 14 мая 2018 года, заключенный между Маринкиной Н.А. и ФИО1, не свидетельствует о том, что нарушение земельного законодательства было осуществлено не собственником земельного участка.
Земельный участок принадлежит ФИО1 с момента регистрации права на этот участок в Едином государственном реестре недвижимости с 4 сентября 2018 года и на момент осмотра земельного участка 22 августа 2018 года было установлено, что участок длительное время находится в запущенном состоянии, для целей сельскохозяйственного производства не используется, задернован и зарос древесной порослью и сорной многолетней растительностью.
Вопреки доводам жалобы, ставить под сомнение достоверность содержащихся в материалах проверки сведений относительно правильного установления места расположения земельного участка Маринкиной Н.А, которое осуществлено в присутствии главы администрации Юнгинского сельского поселения ФИО2 путем сопоставления данных публичной кадатровой карты с информацией, полученной с помощью телефона с программным обеспечением KadastrRU. и навигатора, не имеется.
Так, к материалам проверки приложены маршрутные точки передвижения, а в акте осмотра отображены индивидуальные признаки земельного участка, в частности, зафиксировано прохождение по нему грунтовой дороги. Приведенные сведения соответствует данным публичной кадастровой карты.
Совокупность указанных сведений сомнений в правильности определения места положения осматриваемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не вызывает и Маринкиной Н.А. не опровергнута.
Административное наказание назначено Маринкиной Н.А. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Маринкиной Н.А. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 сентября 2018 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Маринкиной Нины Александровны оставить без изменения, а жалобу Маринкиной Н.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.