Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретаре Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Степанова Геннадия Алексеевича к администрации г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 23 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Степанова Г.А. предъявил иск к администрации г.Чебоксары, указав, что Степанов Г.А, "данные изъяты" года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и по этому основанию с 2014 года администрацией Ленинского района г.Чебоксары включен в список лиц на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, но до настоящего времени жильем не обеспечен, постоянного места работы и права на проживание в общежитии по месту учебы не имеет, крайне нуждается в жилом помещении, имеет невысокий доход.
По указанным основаниям, ссылаясь на п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец просил обязать ответчика предоставить Степанову Г.А. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В суде первой инстанции прокурор Калинина Е.В. и истец Степанов Г.А. иск поддержали, представитель ответчика администрации г.Чебоксары Крупякова А.В. иск не признала, пояснив, что право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда администрацией не оспаривается, однако наряду со Степановым Г.А. имеются и иные лица, обладающие аналогичным правом, и потому истец подлежит обеспечению жильем в соответствии с установленным списком; третье лицо администрация Ленинского района г.Чебоксары просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, остальные третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики и Минстрой Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением от 23 октября 2018 года Ленинский районный суд г.Чебоксары обязал администрацию г.Чебоксары предоставить Степанову Г.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Обжаловав решение суда по мотиву нарушения норм материального права, администрация г.Чебоксары в лице представителя Крупяковой А.В. просит о его отмене и принятии нового, противоположного. В апелляционной жалобе указано, что установленная законом необходимость постановки детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении означает необходимость соблюдения очередности при обеспечении таких детей жилыми помещениями, очередность обеспечения граждан жилым помещением определяется временем постановки каждого из них на учет в таком качестве, а, удовлетворив иск, суд необоснованно наделил Степанова Г.А. правом внеочередного обеспечения жилым помещением, нарушив установленную очередность; расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, должны исполняться за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств орган местного самоуправления заключать договоры не может, тогда как вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела суд не исследовал.
В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. и истец Степанов Г.А. выступили в поддержку обжалуемого решения, ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили.
Проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не усматривает.
Согласно материалам дела Степанов Г.А, "данные изъяты" года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО и ФИО1 решением суда от 23 января 2006 года были лишены в отношении него родительских прав, постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары N от 4 сентября 2006 года опекуном Степанова Г.А. назначена ФИО2, а постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары N от 22 октября 2003 года за ним закреплено право на проживание и пользование жилым помещением по адресу: "адрес".
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Согласно ч.12 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абз.1 ч.2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
С целью реализации права Степанова Г.А. на получение специализированного жилого помещения ФИО2 весной 2014 года обратилась в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно акту от 23 апреля 2014 года, утвержденному главой администрации Ленинского района г.Чебоксары 28 апреля 2014 года, комиссия, назначенная постановлением администрации Ленинского района г.Чебоксары от 15 ноября 2013 года N, установилафакт невозможности проживания Степанова Г.А. в квартире "адрес", поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.
Постановлением администрации Ленинского района г.Чебоксары от 30 апреля 2014 года N Степанов Г.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены с учетом того, что Степанов Г.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия с изложенным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан с учетом положений ст.55, 56, 57 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе право Степанова Г.А. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривал, ссылаясь лишь на то, что реализация такого права возможна лишь в порядке очередности, однако судебная коллегия находит доводы апеллянта несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не устанавливает.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не целям формирования очередности для обеспечения жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
Также следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что указанным списком устанавливается очередность на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения, не могут служить основанием к отмене проверяемого решения, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не может быть поставлено в зависимость от отсутствия надлежащего финансирования указанных целей.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда в доводах апелляционной жалобы не содержится, в связи с чем она остается без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 23 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.