Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В. при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Ксенофонтова О.В. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционным жалобам администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах КсенофонтоваО.В. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец Ксенофонтов О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1, отец ФИО2 решением суда лишены родительских прав. С 1982 года по 1990 год Ксенофонтов О.В. воспитывался в РГОУ Чурачикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, где находился на полном государственном обеспечении. В 1992 году окончил Чебоксарское профессиональное училище N 18. Истец в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, ни в администрации Ленинского района г..Чебоксары, ни в администрации Цивильского района Чувашской Республики не состоит. У правопреемника РГОУ Чурачикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат - БОУ Чувашской Республики "Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 1" Минобразования Чувашии, а также в администрации Цивильского района Чувашской Республики личное дело Ксенофонтова О.В. не сохранилось, в документах архивного фонда имеются лишь сведения об учебе истца в Кугесьской школе-интернат. Согласно ответу администрации Ленинского района г..Чебоксары в архивах отдела охраны детства отсутствует какая-либо информация о выявлении и устройстве Ксенофонтова О.В. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей. 20 февраля 2018 года истец обратился в администрацию Ленинского района г..Чебоксары с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Однако ему было отказано во включении в данный список в связи с достижением возраста 23 лет. Прокурор полагает, что вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации Ленинского района г..Чебоксары, РГОУ Чурачикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат своих должностных обязанностей Ксенофонтов О.В. не был обеспечен жилым помещением.
В судебном заседании представитель прокуратуры Афанасьева Е.Г. и истец Ксенофонтов О.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Крупякова А.В, представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Петрова Г.А. исковые требования не признали, пояснив, что истец по достижении возраста 23 лет не встал на учет как сирота, нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, администрация Цивильского района Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года исковые требования удовлетворены.
Указанное решение обжаловано ответчиками администрацией Ленинского района г. Чебоксары, администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Чебоксары выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что информации об исполнении должностными лицами своих обязанностей по обеспечению истца жильем не имеется. Так, указывается на то, что в жилом помещении, из которого выбыл истец, остались проживать другие члены его семьи, помещение не предоставлялось другим гражданам, вселение в это помещение не признано невозможным по иным причинам. Согласно отметке в паспорте истца, с 01 августа 1992 года по 08 августа 2012 года истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "... ", - вселился по окончании обучения в Чебоксарском профессионально-техническом училище N 18. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении истец не приобрел, так как ему была возвращена жилая площадь, откуда он выбыл. Кроме того, Ксенофонтов О.В. обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как сирота по достижении возраста 42 лет.
В апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики указывается на то, что до достижения возраста 23 лет Ксенофонтов О.В. как сирота на учет нуждающихся в жилых помещениях не встал, документов подтверждающих невозможность постановки на учет до достижения возраста 23 лет, суду не представлено. Обеспечением Ксенофонтова О.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке нарушается утвержденная и установленная очередность лиц из числа детей-сирот. Кроме того, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, должны исполняться за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Петровой Г.А, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, истца Ксенофонтова О.В, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, прокурора Власовой Ю.М, полагавшей решение не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Ксенофонтов О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 и отец ФИО2 решением Ленинского районного народного суда Чувашской АССР от 20 февраля 1981 года лишены родительских прав в отношении сына.
С 1982 года Ксенофонтов О.В. являлся воспитанником РГОУ Чурачикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
В период с 01 сентября 1990 года по 24 июня 1992 года истец Ксенофонтов О.В. обучался в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Чувашской Республики "Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий".
Совершеннолетия Ксенофонтов О.В. достиг ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно сведениям администрации Цивильского района Чувашской Республики в архиве отсутствует личное дело Ксенофонтова О.В. По информации БОУ Чувашской Республики "Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 1" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, являющегося правопреемником Чурачикской школы-интернат, личные дела бывших воспитанников им не передавались.
Из сообщения администрации Ленинского района г. Чебоксары от 30 марта 2018 года следует, что Ксенофонтову О.В. отказано во включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в связи с достижением возраста 42 лет.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Ксенофонтова О.В. на объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста 23 лет истец для принятия на учет не обращался, однако формальное отсутствие обращения за постановкой на учет до достижения возраста 23 лет само по себе не может исключать оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки, поскольку непринятие со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений своевременных мер по защите интересов детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в вину такому лицу и служить основанием для отказа в защите его прав, в связи с чем у администрации г. Чебоксары имеется обязанность обеспечить Ксенофонтова О.В. жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ, от 02 июля 2013 года N 167-ФЗ, от 02 июля 2013 года N 185-ФЗ, закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из преамбулы указанного Федерального закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в том случае, если гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Между тем Ксенофонтов О.В, как следует из материалов дела, находится в возрасте 43 лет, ранее за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке и о постановке в список названной категории граждан в орган местного самоуправления не обращался, о своих правах на льготное получение жилой площади не заявлял, обратившись впервые с таким заявлением лишь в 2018 году в возрасте 43 лет, то есть на момент обращения в орган местного самоуправления в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а также статьи 1 данного закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, на момент, когда истец достиг совершеннолетия (1993 год) в указанной сфере отношений действовало иное правое регулирование.
Так, пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действующей на тот период времени в редакции от 06 июля 1991 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции с 01 января 1984 года по 28 марта 1998 года) было предусмотрено, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также была изложена в иной редакции (в редакции действовавшей до 01 января 2013 года), в соответствии с которой дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, действовавшим на тот период времени законодательством в указанной сфере отношений льготное предоставление жилой площади было предусмотрено для данной категории лиц, не имевших закрепленного жилья, а также в случае, если в занимаемом несовершеннолетним жилом помещении не остались проживать его родственники или вселение в это помещение невозможно по иным причинам органами исполнительной власти по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения.
Из материалов настоящего гражданского дела, а также материалов гражданского дела по иску прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Ксенофонтова В.В. о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке видно, что в жилом помещении по адресу: "... ", Ксенофонтов О.В. был зарегистрирован в период с 01 августа 1992 года по 08 августа 2012 года, в доме остались проживать члены его семьи, вселение в это помещение не признано невозможным по иным причинам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец эти обстоятельства подтвердил, пояснив, что в период с 10 сентября 1999 года по 09 сентября 2012 года он отбывал наказание в местах лишения свободы, после чего добровольно снялся с регистрационного учета в указанном доме.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Для принятия на учет в льготную очередь, в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике наряду с заявлением, выпиской из домовой книги, копией ордера и финансово-лицевого счета, справкой о составе семьи, необходимо было предоставить и документы, удостоверяющие право на льготное и дополнительное предоставление жилья, и другие документы, относящиеся к рассмотрению данного вопроса (пункт 13).
Как следует из материалов дела, местом выявления истца являлась администрация Ленинского района г. Чебоксары, где истец проживал с матерью.
Согласно сообщению администрации Ленинского района г. Чебоксары от 07 февраля 2018 года в архивах отдела охраны детства отсутствует какая-либо информация о выявлении и устройстве Ксенофонтова О.В. в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. С заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в качестве лиц, оставшихся без попечения родителей, Ксенофонтов О.В. в администрацию района не обращался.
Из сообщения администрации Цивильского района Чувашской Республики следует, что Ксенофонтов О.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не состоит.
Между тем, право на постановку на учет на получение жилья в льготном порядке носит заявительный характер с представлением соответствующих документов, в том числе и дающих право на льготное обеспечение жилой площадью. В связи с чем у администрации Ленинского района г. Чебоксары не возникла обязанность по постановке истца на учет на получение жилого помещения в льготном порядке, а ссылка в исковом заявлении на то, что в силу закона администрация Ленинского района г. Чебоксары, РГОУ Чурачикская специальная (коррекционая) общеобразовательная школа-интернат обязаны были выявить истца и поставить на соответствующий учет не основана на нормах действовавшего на тот период времени законодательства.
Таким образом, действующее до 1998 года (год достижения заявителем возраста 23 лет) жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан указанной категории на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений по месту жительства, либо по месту выявления, строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений; при этом право на получение жилого помещения, в том числе и во внеочередном порядке, носило и продолжает носить в соответствии с положениями действующего жилищного законодательства, заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправления заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, то есть заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.
Ксенофонтов О.В. 23-летнего возраста достиг ДД.ММ.ГГГГ года. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения и данные о его обращениях в администрацию Ленинского района г. Чебоксары, в администрацию Цивильского района Чувашской Республики до достижения им указанного возраста с письмами, заявлениями, ходатайствами по вопросу предоставления ему жилого помещения в льготном порядке либо по вопросу решения его жилищной проблемы как указанной категории лиц.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары, поданного в интересах Ксенофонтова О.В.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах КсенофонтоваО.В. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах КсенофонтоваОлега Владимировича к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.