Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего судьи Савелькиной Г.О,
судей Юркиной И.В, Карачкиной Ю.Г,
при секретаре судебного заседания Кузьминой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действующего в интересах Солановой Анастасии Евгеньевны к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Савелькиной Г.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действующий в интересах Солановой А.Е, обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Исковые требования мотивированы тем, что Соланова Анастасия Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обладает правом на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Соланова А.Е. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", где помимо нее также зарегистрированы ФИО1 ФИО2 Своего жилья Соланова А.Е. не имеет.
25 ноября 2015 года главой администрации утвержден акт об установлении факта невозможности проживания Солановой А.Е. в указанном жилом помещении в связи с тем, что закрепленного жилого помещения Соланова А.Е. не имеет, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади квартиры.
Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 30 ноября 2015 года Соланова А.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 октября 2018 года постановлено: возложить на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность предоставить Солановой А.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Власовой Ю.М. и Солановой А.Е, возражавших против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения изложены и в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений".
В части 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" указано, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Соланова А.Е, ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее "данные изъяты" умерли.
Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 30 ноября 2015 года Соланова А.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку ее обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы.
10 июля 2018 года Соланова А.Е. закончила обучение в ФГБОУ ВПО "данные изъяты" с получением диплома бакалавра.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, окончил обучение в образовательном учреждении, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение Солановой А.Е. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности, поскольку предоставлением жилья вне очереди будут нарушены права других лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о нарушении обжалуемым решением прав иных лиц вышеуказанной категории, состоящих в списке для обеспечения специализированными жилыми помещениями.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обеспечение жилым помещением указанной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, дана полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Судьи И.В. Юркина
Ю.Г. Карачкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.