Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Ярадаева А.В,
судей Арслановой Е.А, Иванова П.Д,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" о возложении обязанности установить пешеходные ограждения
по апелляционной жалобе МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 19 октября 2018 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В, объяснения представителя МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" Исмаилова Р.В, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Овчиниковой Н.А, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее также - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства") о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить около д. 33 по просп. Тракторостроителей г. Чебоксары (на пересечении просп.Тракторостроителей и ул. Пролетарской ) удерживающие пешеходные ограждения перильного типа у внешнего края тротуара согласно пунктам 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и пунктам 4.5.1.9, 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
В обоснование заявленного требования приведены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары по информации УГИБДД МВД по Чувашской Республике проведена проверка исполнения МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой был установлен факт неисполнения выданного главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Чебоксары предписания от 31 января 2018 года N 14, согласно которому МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" было предложено в течение 30 суток с момента получения предписания в целях обеспечения безопасности дорожного движения установить около д. 33 по просп. Тракторостроителей г. Чебоксары (на пересечении просп.Тракторостроителей и ул. Пролетарской) удерживающие пешеходные ограждения перильного типа у внешнего края тротуара в соответствии с требованиями пунктов 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", пунктов 4.5.1.9, 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Данные пешеходные ограждения не установлены по настоящее время.
Таким образом, МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" нарушает требования законодательства о безопасности дорожного движения, что угрожает безопасности пешеходов и иных участников дорожного движения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" просит об отмене решения суда, которое считает незаконным и необоснованным.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были направлены согласно требованиям статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары, представители администрации г. Чебоксары, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, УГИБДД МВД по Чувашской Республике, УМВД России по г. Чебоксары в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 названного федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10декабря1995года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10декабря1995года N196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 10декабря1995года N196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Как определено пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10декабря1995года N196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений.
Как установлено судом, распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22 декабря 2011 года N 1114-р из состава имущественной казны в безвозмездное пользование МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" переданы объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г. Чебоксары, что при рассмотрении дела представителем ответчика не оспаривалось.
Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Чебоксары МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" выдано предписание от 31 января 2018 года N 14, согласно которому предложено в течение 30 суток с момента получения предписания в целях обеспечения безопасности дорожного движения установить около д. 33 по просп. Тракторостроителей г. Чебоксары (на пересечении просп.Тракторостроителей и ул. Пролетарской) удерживающие пешеходные ограждения перильного типа у внешнего края тротуара в соответствии с требованиями пунктов 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", пунктов 4.5.1.9, 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Названное предписание МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" не исполнено.
Суд, руководствуясь положениями статей 14, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 6,13,15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 150, пунктов 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", пунктов 4.5.1.9, 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства", статей 7,41 устава муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики, пришел к выводу о необходимости возложения на МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" обязанности установить указанные в исковом заявлении прокурора пешеходные ограждения, и в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установилмесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
Поскольку действующее законодательство не связывает исполнение органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями обязанности по осуществлению дорожной деятельности с их финансовыми возможностями, судебная коллегия не находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии в настоящее время у МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" необходимых свободных денежных средств для исполнения решения в установленный судом срок.
О недостаточности указанного прокурором срока для установки пешеходных ограждений при рассмотрении дела МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" не заявляло.
При наличии к тому оснований МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" вправе в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы (часть 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 19 октября 2018 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.