Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Ивановой И.Е. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2018 года .
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Иванова И.Е. обратилась в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, выраженном в письме от 26 октября 2016 года, незаконным, признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Требования мотивированы тем, что истец Иванова И.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ года, и имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Иванова И.Е. зарегистрирована в индивидуальном жилом доме, принадлежащим на праве собственности Иванову Г.С. Иных жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма истец не имеет, членом семьи ИвановаГ.С. не является, право пользования жилым домом Иванов Г.С. истцу не предоставляет. В целях реализации права на получение социальной помощи по улучшению жилищных условий истец обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Письмом от 26 октября 2016 года N "... " истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец полагает, что отказ в постановке ее на учет является незаконным и нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании истец Иванова И.Е. и ее представитель адвокат Федорова Г.М. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснив, что после смерти супруга истец не оформила свою долю в праве на совместное имущество и все домовладение в порядке наследования перешло к сыну Иванову Г.С, с которым семейные отношения были прекращены после вступления его в брак и выезда на другое место жительство. Впоследствии семейные отношения с сыном не возобновлялись, в жилом доме истец имеет лишь место для сна. Иванов Г.С. не желает предоставлять ей право свободного пользования жилым домом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Прокопьева Е.Н. исковые требования не признала, пояснив, что Иванова И.Е. проживает в жилом доме общей площадью 53,8 кв.м, собственником которого является ее сын Иванов Г.С. С учетом общей площади жилого дома Иванова И.Е. не относится к категории нуждающихся в жилом помещении. Полагает, что истцу правомерно отказано в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании третье лицо Иванов Г.С. исковые требования поддержал, пояснив, что семейные отношения с матерью были прекращены после вступления его в брак и создания собственной семьи. После смерти отца он вступил в наследство, получив в собственность жилой дом с земельным участком. В силу сложившихся конфликтных отношений с матерью он не возобновлял семейные отношения и не намерен предоставлять матери право проживания в принадлежащем ему жилом доме.
Третьи лица Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2018 года постановлено:
- признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 октября 2016 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ивановой И.Е, проживающей по адресу: "... ";
- обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики принять на учет нуждающихся в жилом помещении Иванову И.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: "... ", с 27 сентября 2016 года.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что Иванова И.Е. не является членом семьи собственника жилого дома.
Изучив материалы дела, выслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя истца Ивановой И.Е. - адвоката Федоровой Г.М, третьего лица Иванова Г.С, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, критерием постановки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" определено, что право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении в жилищных условиях. Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость таких граждан в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно постановлению главы Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 февраля 2006 года N 11 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что истец Иванова И.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно выписке из похозяйственной книги Иванова И.Е. зарегистрирована в жилом доме N "... " по ул. "... ", собственником которого на основании свидетельства о праве на наследство по закону является ее сын Иванов Г.С, также зарегистрированный в указанном жилом помещении. Общая площадь жилого дома составляет 53,8 кв.м.
01 августа 2016 года Иванова И.Е. обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 26 октября 2016 года N "... " администрация Чебоксарского района Чувашской Республики сообщила Ивановой И.Е. об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ивановой И.Е. о признании незаконным оспариваемого отказа и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что истец Иванова И.Е. не является членом семьи собственника жилого дома.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом положений пункту 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Иванова И.Е. проживала в доме N "... " по ул. "... " совместно своим мужем ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 умер, наследство после его смерти в виде указанного жилого дома принял сын Иванов Г.С. (сын истца). Право собственности на данный жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону зарегистрировано за Ивановым Г.С. 09 августа 2012 года.
После смерти мужа Иванова И.Е. продолжает проживать в доме N "... " по ул. "... ", который на праве собственности стал принадлежать ее сыну Иванову Г.С.
Согласно выписке из похозяйственой книги, по отношению к собственнику жилого дома (Иванов Г.С.) ИвановаИ.Е. зарегистрирована в доме как мать.
При этом, обращаясь в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики 01 августа 2016 года по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Иванова И.Е. указала в качестве члена своей семьи сына Иванова Г.С.
Сам по себе факт непроживания сына истца со своей матерью Ивановой И.Е. не опровергает факт вселения собственником в данное жилое помещение матери в качестве члена своей семьи, так как гражданину на праве собственности или на праве пользования может принадлежать несколько жилых помещений и он имеет право проживать в любом из них.
Таким образом, материалы дела в их совокупности свидетельствуют о наличии между истцом Ивановой И.Е. и собственником жилого дома ИвановымГ.С. семейных отношений.
Из материалов дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 01 августа 2016 года в доме N "... " по ул. "... " были зарегистрированы ИвановаИ.Е. и Иванов Г.С.
Из пояснений сторон следует, что сын истца Иванов Г.С. состоит в зарегистрированном браке с ФИО2 От брака имеют двоих детей ФИО3, ФИО4
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ФИО2 является собственником квартиры N "... " общей площадью 68,4 кв.м. в доме N "... " по ул. "... ".
Из выписки из лицевого счета следует, что в квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... " состоят на регистрационном учете: ФИО2 ФИО3, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО4
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4 на объекты недвижимого имущества.
Исходя из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание суммарную общую площадь принадлежащих Иванову Г.С. и его супруге ФИО2 жилых помещений и количество проживающих в них лиц, обеспеченность истца Ивановой И.Е. составляла 15,27 кв.м. ((53,8 кв.м. + 68,4 кв.м.) : 8 чел.), то есть более учетной нормы, установленной в Чебоксарском районе Чувашской Республики (12 кв.м. общей площади на одного человека).
Следовательно, на момент обращения в орган местного самоуправления в августе 2016 года истец не являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку уровень ее обеспеченности жилой площадью составлял более учетной нормы, установленной по Чебоксарскому району Чувашской Республики.
С учетом данных обстоятельств не имелось оснований для признания незаконным оспоренного Ивановой И.Е. отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как не имелось оснований и для удовлетворения остальных ее исковых требований.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Ивановой И.Е.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Ивановой И.Е. о признании незаконным отказа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 октября 2016 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны, отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.