Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Блиновой М.А,
судей Стародубцевой Л.И, Нестеровой А.А,
при секретаре Ивановой М.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Николаевой (Ксенофонтовой) Любови Владимировны к администрации г. Чебоксары, администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список лиц из числа детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И, выслушав объяснения Николаевой Л.В, прокурора Овчинниковой Н.А, поддержавших доводы апелляционного представления на решение суда, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Николаевой (Ксенофонтовой) Л.В. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список лиц из числа детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Николаевой (Ксенофонтовой) Л.В. установлено, что она отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. В период с 31 мая 1996 г..по 05 октября 2005 г..Николаева Л.В. находилась на стационарном социальном обслуживании и государственном обеспечении в БУ "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Минтруда Чувашии, в период с 05 октября 2005 г..по 21 ноября 2005 г..- на стационарном социальном обслуживании в РГУ "Калининский психоневрологический интернат" Минтруда Чувашии. Николаева Л.В. имеет вторую группу инвалидности с детства. Постановлением главы администрации Ленинского района г..Чебоксары от 25 декабря 2001 г..N2100 за Николаевой Л.В. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", г..Чебоксары. Данный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО (2/3 доли), права на другую долю не оформлены. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают: ФИО1 (бабушка истца), ФИО2 (тетя истца), ФИО3 (двоюродный брат истца), ФИО4 (брат истца), ФИО5 (сын истца). В администрации Ленинского района г..Чебоксары отсутствует информация по вопросу выявления истца и постановки ее на учет в целях обеспечения жильем в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В связи с тем, что администрация Ленинского района г..Чебоксары, выполняющая функции органа опеки и попечительства, ненадлежащим образом исполняла обязанности по защите жилищных прав Николаевой Л.В, последняя не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Прокурор полагает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г..N42 "О регулировании жилищных отношений" истец обладает правом на обеспечение жилым помещением, в связи с чем должна была быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени истец жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Варягина А.А, истец Николаева Л.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Егорова Н.Г. просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик администрация г. Чебоксары, третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Николаевой (Ксенофонтовой) Л.В. отказано.
Указанное решение суда обжаловано прокурором Ленинского района г.Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционном представлении приводятся доводы о том, что в период с 18 до 23 лет Николаева Л.В. не могла реализовать свои права должным образом в связи с закреплением за ней жилого помещения, в котором проживала ее бабушка. Фактически Николаева Л.В. была введена в заблуждение, полагая, что в связи с указанным закреплением жилой площади, она не имеет права на обеспечение другим жильем. Более того суд не учел, что площадь данного жилого помещения менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Прокурор также указывает, что при постановке на учет нуждающихся в 2010 году Николаевой Л.В. со стороны должностных лиц не были разъяснены ее права на дополнительные гарантии на жилое помещение, предусмотренные положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ), которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 указанного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно положениям указанной статьи, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из анализа указанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому суд обязан выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, изложена позиция о необходимости выяснения причин, в силу которых лица, из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения ими возраста 23 лет не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В указанном обзоре Президиум Верховного Суда Российской Федерации отмечает наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемые судами уважительными:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как установлено судом, Николаева Л.В, "дата" года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО6, ФИО7 лишены родительских прав на основании решения Ленинского районного народного суда Чувашской АССР от 11 апреля 1990 года.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 декабря 2001 г. N2100 за Николаевой (Ксенофонтовой) Л.В. закреплено жилое помещение по адресу: г. Чебоксары, "адрес".
Из материалов дела также следует, что в период с 1996 по 2005 г. Николаева Л.В. находилась в БУ "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей".
Николаева Л.В. является инвалидом 2 группы с детства, бессрочно.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 апреля 2018 г. N434 Николаевой Л.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением она достигла возраста 30 лет.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста 23 лет истец Николаева Л.В. не реализовала свое право на постановку на учет для получения жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотя препятствий для соответствующего обращения у Николаевой Л.В. не имелось.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 -61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия находит неправильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку судом не в полной мере исследовано наличие объективных причин, в силу которых Николаева Л.В. своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку из материалов дела следует, что Николаева Л.В, оставшись без попечения родителей, в период с 1996 по 2005 г. была направлена для обучения и проживания в БУ "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и является инвалидом второй группы, суду первой инстанции следовало поставить на обсуждение вопрос о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Материалами дела подтверждается, что Николаева Л.В, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имела право на обеспечение жильем после достижения совершеннолетия и до 23 лет, так и на момент рассмотрения дела в суде является нуждающейся в улучшении жилищных условий, своевременное до достижения 23 лет не обращение Николаевой Л.В. в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было обусловлено инвалидностью, наличием заболевания, неграмотностью, социальной неадаптированностью, а также ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней.
Исследование всех представленных по делу доказательств свидетельствует о том, что своевременное, до достижения 23 лет, не обращение Николаевой Л.В. с заявлением о постановке ее на учет для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, было обусловлено наличием у нее психического заболевания,.
Также материалами дела подтверждается, что 30 сентября 2010 г, то есть до достижения 23 лет, Николаева (Ксенофонтова) Л.В. обращалась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики. С 25 мая 2010 г. истец состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что несвоевременное обращение Николаевой Л.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обусловлено наличием уважительных причин. В связи с этим оснований для отказа Николаевой Л.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 апреля 2018 года подлежит отмене, как вынесенное при неправильном и неполном установлении обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела и неправильном применении норм материального права, вследствие этого не отвечающего требованиям законности, обоснованности и справедливости судебного решения. С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым удовлетворить исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Николаевой Л.В. и возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность по постановке Николаевой Л.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность предоставить Николаевой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность поставить Николаеву Любовь Владимировну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность предоставить Николаевой Любови Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Председательствующий: М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
А.А. Нестерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.