Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А, Стародубцевой Л.И,
при секретаре Яковлеве А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Громыко А.Ю. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения представителя ответчика администрации города Чебоксары Мясниковой И.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя истца Громыко А.Ю. - Андреева К.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Громыко А.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о предоставлении ему во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения, расположенного на территории г.Чебоксары, отвечающего санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивировал тем, что он с 13 февраля 2012 года состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в списках "Малоимущие" и "Граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания". Страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также имеет право на дополнительную жилую площадь. В настоящее время истец проживает в квартире "адрес", общей площадью... кв.м, занятой 4 человеком. Однако до настоящего времени жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в порядке ч.1 и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, он не обеспечен ввиду отсутствия выделенных из бюджета различного уровня денежных средств для приобретения (строительства) жилья. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, просит исковые требования удовлетворить.
Истец Громыко А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, реализовал право на участие в процессе через своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Андреев К.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации города Чебоксары Мясникова И.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснив, что на администрацию города возложена обязанность лишь по учету граждан имеющих право на внеочередное получение жилья, а исполнение данной обязанности не является расходным обязательством органа местного самоуправления. Кроме того, для того, чтобы у истца возникло право на внеочередное предоставление жилья необходимо, чтобы квартира, в которой он проживает, была занята разными семьями, а все проживающие в данной квартире лица являются членами одной семьи.
Третьи лица администрация Калининского района г.Чебоксары, МБУ "Управление жилищным фондом г.Чебоксары", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2018 г. на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Громыко А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам действующего законодательства не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией города Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации города Чебоксары Мясниковой И.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя истца Громыко А.Ю. - Андреева К.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы на решение суда, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Громыко А.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что имеется необходимая совокупность обстоятельств для внеочередного предоставления жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса перечне, по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца Громыко А.Ю. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признание гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец Громыко А.Ю. является инвалидом... группы, согласно медицинским заключениям подкомиссии N врачебной комиссии Бюджетного учреждения Чувашской Республики "... " Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 22 января 2018 г. N имеющееся у Громыко А.Ю. "данные изъяты" входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N987н, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N991н (код заболевания... ). При этом, как следует из материалов дела, заболевание истца также входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, действовавший до 1 января 2018г.
На основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 05 мая 2015 года N Громыко А.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в списки "Малоимущие" и на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 23 марта 2015 года как больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания (л.д.104).
Таким образом, Громыко А.Ю. страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, при наличии которого гражданин имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, является инвалидом, признан малоимущим и состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Судом установлено, Громыко А.Ю. с 24 июля 2009г. зарегистрирован в квартире "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО1 (матери истца). Согласно выписки из лицевого счета в указанной квартире, общей площадью... кв.м, зарегистрированы и проживают всего 4 человека: ФИО1 (собственник), ФИО2, ФИО3,... г.р, и Громыко А.Ю,... г.р. (истец по делу).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Громыко А.Ю. проживет в квартире занятой одной семьей несостоятельные, так как никаких доказательств в подтверждение указанного довода ответчиком в нарушение требований гражданского процессуального закона суду представлено не было и в материалах дела таковых не имеется.
Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с собственником близких родственников (супруга, детей, родителей). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника при вселении их в качестве членов семьи.
Согласно подп. "б" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
В квартире "адрес" Громыко А.Ю. проживает вместе с матерью, отцом и совершеннолетним братом ФИО3,... года рождения.
При этом в материалах дела не имеются какие-либо доказательства ведения общего хозяйства и совместного бюджета истца со своими совершеннолетним братом ФИО3.
Более того, Громыко А.Ю. еще с 23 марта 2015 года поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Кроме того, как верно отмечено судом, истец Громыко А.Ю. состоит на учете с составом семьи, включающим только его самого, как отдельной семьи.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что Громыко А.Ю, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, проживает в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в котором совместное проживание с ним невозможно.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления Громыко А.Ю. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признан в установленном порядке малоимущим, а также как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, проживает в жилом помещении, занятом несколькими семьями, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, правомерно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые Громыко А.Ю. и возложил на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по установленным нормам на условиях договора социального найма.
Изложенный в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что у суда не имелось правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлен факт наделения муниципального образования - город Чебоксары государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета, на правильность постановленного решения не влияет в связи со следующим.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 г. N1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, являющихся малоимущими, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем истец не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Поэтому утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что предоставление Громыко А.Ю. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2018 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.