Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Ялуковой И.В. к администрации Комсомольского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на улучшение жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке граждан на улучшение жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе Ялуковой И.В. на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Ялукова И.В. обратилась в суд с иском к администрации Комсомольского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об исключении из списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", возложении обязанности восстановить в списке участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Требования мотивированы тем, что в августе 2015 года истец была включена в список молодых специалистов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Уведомлением от 26 февраля 2018 года администрация Комсомольского района Чувашской Республики сообщила о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что истец проживает в муниципальном районе, в котором не работает. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку с момента постановки на учет ни местожительство, ни место работы не изменилось, истец работает учителем начальных классов в МБОУ " "... "", расположенной в сельской местности, проживает со своей семьей в Комсомольском районе Чувашской Республики.
Истец Ялукова И.В. в судебном заседании не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителя - адвоката Купирова А.М, который исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Комсомольского района Чувашской Республики Соколова О.Р. исковые требования не признала, пояснив, что 26 февраля 2018 года истец исключена из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, в связи с несоответствием условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2002 года N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", а именно постоянное проживание молодого специалиста и членов его семьи в сельской местности, в которой молодой специалист работает. Истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ошибочно.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований Ялуковой И.В. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Ялуковой И.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Ялуковой И.В, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика администрации Комсомольского района Чувашской Республики Соколовой О.Р, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ялукова И.В. обратилась в администрацию Комсомольского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист".
Постановлением администрации Комсомольского района Чувашской Республики от 10 августа 2015 года N "... " Ялукова И.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2012 года N 2071-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
В последующем уведомлением от 26 февраля 2018 года администрация Комсомольского района Чувашской Республики уведомила Ялукову И.В. об исключении ее из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Государственной программы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ялуковой И.В, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения администрации Комсомольского района Чувашской Республики об исключении Ялуковой И.В. списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Срок действия указанной программы истек 31 декабря 2013 года.
В последующем Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Приложением N 4 к данной программе является Типовое положение, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17 внесены изменения в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в том числе в Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 33 Типового положения (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399, от 16 января 2017 года N 17) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
- наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Приложением N 13 к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Понятие "сельская местность" в настоящих Правилах означает сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Типового положения, являющегося Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, следует, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
- наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, одним из обязательных условий получения социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" является постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Как следует из материалов дела, истец Ялукова И.В. и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в Комсомольском районе Чувашской Республике.
Согласно копии трудовой книжки с 2013 года и по настоящее время Ялукова И.В. работает учителем начальных классов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении " "... ".
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ялукова И.В. правомерно исключена из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", поскольку истец постоянно проживает в сельской местности, в которой не осуществляет свою трудовую деятельность.
Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и выраженную в судебном заседании ее представителем при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Ялуковой И.В. на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.