Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Агеева О.В. и Степановой З.А,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Константиновой Ирины Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, нахождения в отпуске по беременности и родам, на курсах повышения квалификации и назначить досрочную страховую пенсию по старости, поступившее по апелляционной жалобе Константиновой Ирины Николаевны на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 29 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) (далее - УПФ РФ в Вурнарском районе) от 02.02.2018 N 65 Константиновой И.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего медицинского стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в 10 лет 9 месяцев 22 дня.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию, не были включены ряд периодов, в том числе:
- работы с 19.08.1993 по 09.04.1995 в... вспомогательной школе-интернате в качестве врача-педиатра;
- работы с 10.04.1995 по 09.07.1996, с 25.08.1996 по 06.11.1997 в "школе-интернате" в качестве врача-педиатра;
- работы с 07.11.1997 по 03.02.2002 в "школе-интернате" в качестве врача-педиатра;
- работы с 04.02.2002 по 10.05.2005, с 11.07.2005 по 31.12.2006 в "школе-интернате" в качестве врача-педиатра;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с 10.07.1996 по 05.11.1996,
- нахождения на курсах повышения квалификации с 11.05.2005 по 10.07.2005, с 11.01.2010 по 06.03.2010, с 08.09.2014 по 18.10.2014.
Не согласившись с указанным решением, Константинова И.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение УПФ РФ в Вурнарском районе ЧР от 02.02.2018 незаконным, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды, и обязать УПФ РФ в Вурнарском районе назначить досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения с 01.02.2018, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб, по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В суде первой инстанции истица Константинова И.Н, ее представитель Кольцов В.И. исковые требования поддержали, представитель ответчика Петрова Н.А. иск не признала по основаниям, изложенным в возражении.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 29.05.2018 исковые требования Константиновой И.Н удовлетворены частично.
Решение УПФ РФ в Вурнарском районе ЧР N 65 от 02.02.2018 в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов: работы в должности врача-педиатра... вспомогательной школы-интерната с 19.08.1993 по 30.09.1993, нахождения на курсах повышения квалификации с 11.01.2010 по 06.03.2010, с 08.08.2014 по 18.10.2014 во время работы в должности врача-педиатра участкового... участковой больницы "... ", "... " признано незаконным. На УПФ РФ в Вурнарском районе ЧР возложена обязанность по включению указанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В удовлетворении иска Константиновой И.Н. к УПФ РФ в Вурнарском районе в остальной части отказано.
С УПФ РФ в Вурнарском районе в пользу Константиновой И.Н. взыскано 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 4000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя".
На указанное решение Константиновой И.Н. подана апелляционная жалоба в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы врачом педиатром в... школе-интернате. В жалобе указывается, что факт ее работы врачом в учреждении образования, а не в учреждении здравоохранения не должен влечь ущемление ее права на досрочную пенсию. Приведенные судом нормы законодательства не опровергают доводы истицы о том, что ее работа в школе-интернате была тождественна работе в учреждениях социального обеспечения, как в домах-интернатах для ограниченных здоровьем детей. По смыслу статьей 81, 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации, право на пенсию по выслуге лет медицинским работникам не зависело от того, в каком учреждении занимался работник лечебной деятельностью.... школа-интернат является образовательным учреждением для умственно отсталых детей и для детей с физическими недостатками, поэтому в данном учреждении имеются в штате медицинские работники. Такими же детьми занимаются в школах интернатах (домах интернатах) учреждений социального обеспечения, что являются однотипными по контингенту и целевой направленности. Для ведения медицинской работы в школе-интернате созданы специальные кабинеты: процедурная, перевязочная, медицинский изолятор для больных детей, и методический кабинет для самих медицинских работников.... школа-интернат, как образовательное учреждение, ведет и лечебно-профилактическую работу среди детей с ограниченным развитием, детей-инвалидов. Оказанием медицинской помощи в образовательных учреждениях, в частности в школах интернатах, занимаются врачи, медицинские сестры, состоящие либо в штате данных учреждений, либо в штате учреждений здравоохранения в случае, если в штате образовательных учреждениях такие должности отсутствуют. При этом требования, предъявляемые к самим медицинским работникам, их функциональные обязанности одинаковы.
Данная правовая позиция поддержана определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 августа 2004 года.
В судебном заседании истица Константинова И.Н. жалобу поддержала, представитель ответчика УПФ РФ в Вурнарском районе Петрова Н.А. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.2 ст.30 указанного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации в подпункте "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установило, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 2002 года);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (Список 1999 года);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.12.1999 включительно (Список 1991 года).
Согласно подпункту "в" пункта 3 данного Постановления для исчисления периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются: постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Предметом проверки по доводам апелляционной жалобы является отказ во включении в специальный стаж истицы периодов работы с 01.10.1993 по 31.12.2006 в качестве врача-педиатра в... вспомогательной школе-интернате.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки следует, что 19.08.1993 Константинова И.Н. принята в... вспомогательную школу-интернат врачом-педиатром, 31.12.2006 уволена в связи с переводом в "... ".
Согласно Спискам 2002 и 1999 годов право на досрочную пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работавшим в учреждениях, здравоохранения, перечисленных в разделе "Наименование учреждений". В указанных списках школы-интернаты не указаны.
В соответствии со Списком 1991 года правом на досочную пенсию обладали врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Школы-интернаты такими учреждениями не являются.
Время работы в должности врача в детских учреждениях и учебных заведениях, в том числе в "школах-интернатах", включалось в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Однако 01.10.1993 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 утратило силу, и медицинские работники учреждений образования лишились права на включение в специальный стаж периодов работы в образовательных учреждениях.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, а именно - Уставы "школы-интерната", "школы-интерната", штатные расписания, материалы наблюдательного дела по... вспомогательной школе-интернату, Положение о медицинском кабинете школы-интерната, должностную инструкцию врача-педиатра, показания свидетелей, пришел к выводу о том, что данное учреждение является образовательным учреждением, созданным для осуществления образовательной деятельности, в связи с чем работа в должности врача в таком учреждении включению в специальный стаж не подлежит.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что при разрешении вопроса о назначении пенсии суд оставил без внимания характер выполняемой истицей работы не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществлявших такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Полномочия по определению должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости, переданы Правительству Российской Федерации, которое, определяя соответствующие Списки, учреждения образования в них не включило.
Заявляя требование о включении в специальный трудовой стаж рассматриваемого периода работы, Константинова И.Н. ссылалась на то, что ее работа в качестве врача-педиатра... вспомогательной школы-интерната может быть приравнена к работе врача в таких учреждениях как дом-интернат для умственно-отсталых детей и детей с физическими недостатками, а также врача медицинского пункта образовательного учреждения.
В данном случае должность истицы, учреждение, в котором она осуществляла трудовую деятельность в спорный период, поименованы верно, что исключает возможность установления тождественности в судебном порядке.
В силу пункта 6 Правил 2002 года в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах,
врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Между тем какими-либо достоверными и достаточными доказательствами не подтверждено выделение в спорные периоды в школе-интернате медпункта, врачебного здравпункта в качестве обособленных подразделений; не представлены приказы о его создании, лицензии на осуществление медицинской деятельности, отсутствует указание на него в штатном расписании учреждения. Таким образом, объективных данных о функционировании в школе-интернате в период с 1993 года по 2006 год такого обособленного медицинского структурного подразделения материалы дела не содержат.
Сведения о наличии в школе-интернате процедурной, перевязочной, медицинского изолятора для больных детей, методического кабинета, не порождают право на назначение досрочной пенсии, поскольку таких наименований структурных подразделений организаций Законом не предусмотрено.
При этом согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288, медицинские работники являются участниками именно образовательного процесса.
Кроме того, согласно положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации было поручено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Во исполнение указанного поручения приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, истица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.11.1997.
Из выписки из лицевого счета следует, что работодатель, представляя в отношении истицы индивидуальные сведения за период по 2006 год включительно, факт ее работы с льготными условиями труда, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не подтверждал, справку, подтверждающую особые условия труда не выдавал, уточнения в индивидуальные сведения не вносил.
При таких обстоятельствах факт работы истицы с льготными условиями труда в течение полного рабочего времени предусмотренными законом документами не подтвержден.
С учетом того, что специальный стаж Константиновой И.Н. составил менее требуемых 25 лет, суд правомерно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Остальные доводы жалобы основаны не неправильном толковании законодательства, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Предоставленные сторонами доказательства обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Константиновой Ирины Николаевны на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 29 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: О.В. Агеев
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.