Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филимоновой И.В,
судей Карачкиной Ю.Г, Степановой Э.А,
при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Христофорова Сергея Ивановича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения в части снятия с учета на улучшение жилищных условий, восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
поступившее по апелляционной жалобе Христофорова С.И. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 7 июня 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Филимоновой И.В, судебная коллегия
установила:
обратившись в суд с указанным иском, Христофоров С.И. просил признать незаконным и отменить изложенное в протоколе N 10 решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 6 апреля 2018 года в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий его составом семьи из 5 человек, восстановить его составом семьи из 5 человек в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди с 4 апреля 1994 года, в льготной очереди (многодетная семья) с 6 мая 1998 года, в Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике.
В обоснование иска Христофоров С.И. указал, что в течение 25 лет 3 месяцев и 5 дней проходил службу в органах внутренних дел. 30 декабря 2014 года уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии в специальном звании ФИО20. 1 июля 1994 года по решению N 3 жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Чувашской Республике составом семьи из четырех человек с 4 апреля 1994 года был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (общая очередь), а с 6 мая 1998 года в связи с рождением третьего ребенка включен в льготный список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как многодетная семья.
В последующем, как указывает истец, совместным решением администрации и жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Чувашской Республике в 2006 году его семье, состоящей из пяти человек, было предоставлено жилое помещение общей площадью 82 кв.м, жилой площадью 40,9 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, "адрес", с последующим исключением из списка очередников. 22 мая 2007 года указанное жилое помещение было оформлено в общую долевую собственность Христофорова С.И. и членов его семьи по 1/5 доле за каждым. Совместным решением администрации и жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 3 июня 2011 года истец был восстановлен в льготной очереди на улучшение жилищных условий с 6 мая 1998 года, поскольку площадь жилого помещения, предоставленного его семье, была менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
18 апреля 2018 года истец получил от Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике сообщение о том, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 6 апреля 2018 года, изложенном в протоколе N 10, он исключен из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец полагает, что решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике об исключении его из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, поскольку в нарушение требований части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в решении жилищно-бытовой комиссии в части снятия его с учета на улучшение жилищных условий не указаны основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные жилищным законодательством. В нарушение требований части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение от 06 апреля 2018 года в части снятия его с учета на улучшение жилищных условий было направлено истцу только 18 апреля 2018 года, то есть с пропуском срока установленного этой нормой права.
Также истец полагает, что факт получения его семьёй в 2006 году жилого помещения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес", не может служить основанием для принятия решения об исключении из списка очередников, поскольку в очередь на улучшение жилищных условий он был поставлен до 1 марта 2005 года, а жилая площадь ранее предоставленного жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее 9 кв.м, в соответствии с законом за ним сохранено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того указывает, что обстоятельства, на которые комиссия в своем решении ссылается как на основания для снятия его с учета на улучшение жилищных условий, стали известны ответчику как в 2006 году при выделении им квартиры, так и на день принятия совместного решения администрации и жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 03 июня 2011 года о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по дате подачи им заявления. Указанное, по мнению истца, свидетельствует о том, что жилищно-бытовой комиссией пропущен предусмотренный законом месячный срок для принятия решения о снятии его с учета на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Христофоров С.И. и его представитель Емельянов А.Н. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Васильев Р.Н. иск не признал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Христофоров Н.С, Христофоров Ю.С, Христофоров А.С, Христофорова И.В. в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики 7 июня 2018 года в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение Христофоровым С.И. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что его семья была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы, поскольку, как указывает истец, при получении квартиры в 2006 году на каждого члена семьи приходилось по 16,4 кв.м. общей площади и 8,18 кв.м. жилой площади, при этом он, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. С учетом Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г.Чебоксары, утвержденном постановлением главы г.Чебоксары от 14 декабря 2005 года N288, он, как вставший на учет на улучшение жилищных условий, при получении в 2006 году квартиры, мог быть снят с учета только в случае, если в указанной квартире на каждого члена семьи приходится не менее 16 кв.м. общей площади и не менее 9 кв.м. жилой площади, а поскольку на каждого члена семьи приходилось по 8,18 кв.м. он имел право оставаться в очереди на улучшение жилищных условий и основания для снятия его с указанной очереди отсутствовали.
В судебном заседании суда апелляционной истец Христофоров С.И. и его представитель Емельянов А.Н. просили апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Канцелярова Т.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие по делу лица, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Христофоров С.И, полковник внутренней службы в отставке, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и по состоянию на 30 декабря 2014 года имеет выслугу 25 лет 3 месяца и 5 дней.
С 04 апреля 1994 года Христофоров С.И. по месту службы состоял в очереди нуждающихся в жилом помещении, при этом с 6 мая 1998 года Христофоров С.И. включён в льготную очередь, как многодетная семья.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 29 мая 2006 года семье Христофорова С.И. была предоставлена двухкомнатная "адрес", общей площадью 82 кв.м.
На основании договора передачи от 22 мая 2007 года указанная квартира была передана в общую долевую собственность в равных долях Христофорову С.И, Христофоровой И.В, Христофорову Ю.С, Христофорову Н.С, Христофорову А.С.
В последующем решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 03 июня 2011 года Христофоров С.И. был восстановлен в льготном списке очередников с даты подачи заявления, с 06 мая 1998 года.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 06 апреля 2018 года, выраженном в протоколе N10, Христофоров С.И. с составом семьи из 5 человек снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец утратил основания для сохранения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что Христофорову С.И. на семью из пяти человек уже была предоставлена квартира общей площадью 82 кв.м, то есть по 16,4 кв.м. общей площади на человека, между тем на тот момент учетная норма площади жилого помещения по "адрес" согласно постановлению администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года N 129 составляла 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека, норма предоставления жилья по договору социального найма - от 16 до 18 кв.м.
Суд признал несостоятельными доводы истца о том, что в силу Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г.Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года N288, право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случаев улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 16 кв.м. (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м.), и, как указал суд, отпали другие основания для предоставления жилого помещения, поскольку указанным положением предусмотрены дополнительные основания исключения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий помимо получения жилого помещения.
Доводы истца о том, что вступившими в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 20 ноября 2015 года, решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 12 мая 2016 года, установлено право истца состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий суд также признал необоснованными, поскольку указанными решениями разрешены требования истца и членов его семьи об оспаривании предоставления жилых помещений иным гражданам ( ФИО21), вопрос о наличии (отсутствии) оснований для исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Христофорова С.И. при рассмотрении указанных гражданских дел судом не разрешался.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
На момент постановки истца, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовал Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", который утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Согласно статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (у семьи истца на каждого члена семьи приходится по 16,4 кв.м.); 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 гола N247-ФЗ указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами сотрудник органов внутренних дел в период прохождения службы должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно пункту 19 названных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
Ранее вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентировались положениями статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, в настоящее время регламентированы положениями статей 51 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в случае утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения за счет государственного жилищного фонда, названные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, именно нуждаемость в жилом помещении является основным условием для постановки на учет и сохранения права состоять на данном учете до получения жилого помещения, предоставляемого за счет государственных средств.
На момент постановки истца Христофорова С.И. в очередь на улучшение жилищных условий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в Чувашской Республике регулировался Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утвержденными постановлением Совета Министров Чувашской АССР и президиума Чувашского областного совета профсоюзов от 7 мая 1985 года N 254 (утратили силу в связи с изданием постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года N 142). Согласно подпункту "а" пункта 6 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв.м.
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года N 142, признанными в последующем утратившими силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, учетная норма была установлена в размере 8 кв.м. жилой площади (пункт 7 Правил).
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5).
Постановлением администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года N129 установлено, что с 1 марта 2005 года по г.Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения составляет 14,5 кв.м общей площади жилья на человека.
В разделе 2 Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г.Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г.Чебоксары от 14 декабря 2005 года N 288, указано, что право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв.м для граждан, принятых на учет после 1 марта 2005 года; если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв.м. для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 года; и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья однократностью его реализации закреплено в пункте 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, и не оспаривалось истцом, решением администрации и жилищно-бытовой комиссии МВД Чувашской Республики от 29 мая 2006 года постановлено предоставить Христофорову С.И. на состав семьи 5 человек квартиру площадью 82 кв.м. по адресу: Чувашская Республика, "адрес", и исключить из списка очередников.
Доказательств, отвечающих требования относимости и допустимости, подтверждающих обжалование истцом указанного решения в части несогласия с площадью предоставленной квартиры и в части снятия с учета очередников в связи с предоставлением жилого помещения, в деле не имеется.
Более того, указанная квартира общей площадью 82 кв.м. и жилой площадью 40,9 кв.м. на основании договора передачи от 22 мая 2007 года была оформлена в общую долевую собственность в равных долях Христофорова С.И, Христофоровой И.В, Христофорова Ю.С, Христофорова Н.С, Христофорова А.С.
Таким образом, право на получение жилого помещения граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, истцом Христофоровым С.И. реализовано, при этом уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи при предоставлении квартиры в 2006 году превысил учетную норму площади жилого помещения (согласно постановлению администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года N 129 учетная норма -14,5 кв.м. общей площади жилья на человека, у семьи истца на каждого члена семьи приходится по 16,4 кв.м.).
Учитывая изложенное, исходя из однократности предоставления гражданам мер государственной поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий, и факта реализации истцом своего права на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, а также обеспеченности семьи истца жилым помещением, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для признания незаконным и отмене изложенного в протоколе N 10 решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 6 апреля 2018 года в части снятия Христофорова С.И. составом семьи из 5 человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также восстановления его составом семьи 5 человек в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 6 мая 1998 года.
Поэтому указанные выше доводы апелляционной жалобы Христофорова С.И, сводящиеся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, являются необоснованными. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех доказательств в их совокупности.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Христофорова С.И. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 7 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Филимонова
Судьи Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.