Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Нестеровой А.А., судей Стародубцевой Л.И., Карачкиной Ю.Г. при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Порейкиной Е.И. к администрации Красночетайского района Чувашской Республики об обязании выделить денежные средства в форме субсидий на улучшение жилищных условий в рамках программы "Социальное развитие села до 2013 года", поступившее по апелляционной жалобе Порейкиной Е.И. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 06 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Порейкина Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о возложении обязанности выделить денежные средства в форме субсидий на улучшение жилищных условий в рамках программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Требования мотивированы тем, что истец Порейкина Е.И. постоянно проживает в сельской местности в признанном аварийным доме N "... " по ул. "... ". 21 декабря 2012 года администрацией Красночетайского района Чувашской Республики она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2013 года". Истец неоднократно обращалась в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики о выделении денежных средств в форме субсидий на улучшение жилищных условий в рамках данной программы, однако ей в этом неправомерно отказывали. Полагает, что она имеет право получить субсидию на улучшении жилищных условий в рамках программы "Социальное развитие села до 2013 года", так как с 2012 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по данной программе, с 2014 года данная программа стала называться федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Определением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании истец Порейкина Е.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Красночетайского района Чувашской Республики Кондратьева В.Н. исковые требования не признала ввиду их необоснованности.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 06 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований Порейкиной Е.И. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Порейкиной Е.И. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указывается, что поскольку истец до 2014 года встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2013 года", то должна получить субсидию на улучшение жилищных условий именно по этой программе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Порейкиной Е.И, поддержавшей апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, которым установлен соответствующий порядок предоставления указанных социальных выплат и определено: кто имеет право на получение социальной выплаты, в каких случаях, с предоставлением каких документов.
В рамках реализации указанной Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июня 2008 года N 186 был утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на планируемый год и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с пунктом 2.5 которого список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируется в порядке очередности исходя из времени подачи гражданином заявления на участие в Программе.
Как следует из материалов дела, 12 декабря 2012 года Порейкина Е.И. обратилась в администрацию Красночетайского сельского поселения с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по программе "Социальное развитие села до 2013 года".
Распоряжением администрации Красночетайского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики от 21 декабря 2012 года N "... " Порейкина Е.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2013 года".
2 апреля 2013 года Порейкина Е.И. обратилась в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
В связи с окончанием срока действия программы "Социальное развитие села до 2013 года" Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Приложением N 4 к данной программе является Типовое положение, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Исходя из пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года) первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" при соблюдении условий, установленных настоящим Типовым положением.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, прекращение действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" не является препятствием для участия в программе "Устойчивое развитие сельской территории на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" при соблюдении иных требований, предусмотренных Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.
В соответствии с пунктом 5 названного Типового положения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 5 Типового положения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 года с изменениями от 12 октября 2017 года) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из уведомлений администрации Красночетайского района Чувашской Республики от 25 марта 2016 года, от 27 февраля 2017 года, адресованных Порейкиной Е.И, следует, что распоряжением администрации Красночетайского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики от 21 декабря 2012 года N "... " она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2013 года". По состоянию на 01 сентября 2013 года в сводном списке по району значится под номером 64. С 2014 года мероприятия, направленные на дальнейшее развитие комфортных условий проживания и работы в сельской местности продолжаются в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Порейкина Е.И. не включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках данной федеральной целевой программы, так как в совокупности в отношении нее не соблюдаются условия данной программы.
Из имеющейся в материалах дела копии удостоверения следует, что ПорейкинаЕ.И. является пенсионеркой с 03 октября 2011 года.
Таким образом, Порейкиной Е.И. не представлены доказательства осуществления трудовой деятельности в сельской местности и иные основания, дающие право участвовать в рамках реализации программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Кроме того, ранее Порейкина Е.И. обращалась в Ядринский районный суд Чувашской Республики с иском к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о восстановлении в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и выделении денежных средств в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 08 июня 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 25 октября 2017 года решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2017 года отменено в связи с не привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска Порейкиной Е.И. к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о восстановлении в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и обязании выделить денежные средства в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" отказано.
При изложенных обстоятельствах, учитывая окончание действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности требований ПорейкинойЕ.И. о возложении обязанности выделить ей денежные средства в форме субсидий на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Порейкиной Е.И. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 06 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Л.И. Стародубцева
Ю.Г. Карачкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.