Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Ярадаева А.В,
судей Иванова П.Д, Филимоновой И.В.
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Курдимановой Г.И. к администрации г. Чебоксары о признании жилого дома домом блокированной застройки
по апелляционной жалобе Курдимановой Г.И. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 26 июня 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В, объяснения представителя Курдимановой Г.И. - Новиковой И.В, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя администрации г. Чебоксары Мясниковой И.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Курдиманова Г.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Чебоксары о признании д.... по ул.... г. Чебоксары домом блокированной застройки.
Иск обоснован следующими обстоятельствами.
Курдимановой Г.И. на праве собственности принадлежит кв.... д.... по ул.... г. Чебоксары и часть земельного участка, на котором расположен дом. Указанный жилой дом представляет собой дом блокированной застройки, состоящий из 2 автономных блоков, с отдельными выходами на земельный участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается его технически паспортом. Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по этому же адресу, имеет вид разрешенного использования "для обслуживания малоэтажного жилого дома", находится в территориальной зоне Ж-5.1, был образован в 1958 году и разделен жильцами забором на две части. В сентябре 2017 года собственники жилого дома разделили земельный участок и сформировали 2 самостоятельных земельных участка. Однако Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в осуществлении государственной регистрации права собственности собственников жилого дома на образованные земельные участки было отказано, в том числе в связи с тем, что жилой дом по документам не является домом блокированной застройки. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары в изменении статуса жилого дома и признании его домом блокированной застройки также отказало.
По делу постановлено названное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Курдиманова Г.И. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Курдиманова Г.И, третьи лица Доброхотов В.И, Доброхотова Л.В, представители третьих лиц - Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены, в числе прочих, такие объекты капитального строительства, как жилые дома блокированной застройки.
Жилой дом блокированной застройки - это жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), и имеет выход на территорию общего пользования.
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 789.
Объекты недвижимого имущества, в том числе жилые дома, подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом 13июля2015года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч. 2 этой статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 данного Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (части 1-3 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ).
В силу пункта 23 части 4 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве основных вносятся, в том числе сведения о виде жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, часть жилого дома блокированной застройки может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
Порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не регламентирован.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона N218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Ошибки, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат исправлению в соответствии с положениями статьи 61 Федерального закона N218-ФЗ, в том числе в судебном порядке.
Работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (кадастровые работы), осуществляют кадастровые инженеры (Федеральный закон 24июля2007года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 17 апреля 2003 года N 123-О, от 16 ноября 2006 года N 493-О, от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О и др.).
Судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Нормы статей 3, 4 и части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющие основные положения, относящиеся к праву на обращение в суд и возбуждению гражданского дела в суде, а также обязывающие суд принимать решение по заявленным истцом требованиям, ставят возможность удовлетворения требований заинтересованного лица, обратившегося за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса, в зависимость от установления судом того, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела в Единым государственном реестре недвижимости учтены следующие объекты недвижимости:
жилой дом площадью... кв.м с кадастровым номером.., имеющий наименование: индивидуальный жилой дом, адрес: г. Чебоксары, ул..., д..., в составе которого находятся помещения с кадастровыми номерами..,...
жилое помещение-квартира площадью... кв.м с кадастровым номером.., расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул..., д..., находящееся в собственности Курдимановой Г.И.
жилое помещение - квартира площадью... кв.м. с кадастровым номером.., расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул..., д..., находится в общей долевой собственности Доброхотова В.И. (доля в праве 1/2) и Доброхотовой Л.В. (доля в праве 1/2).
земельный участок площадью... кв.м с кадастровым номером.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания малоэтажного жилого дома, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул..., д..., находящийся в общей долевой собственности Курдимановой Г.И. (доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади кв.... ), Доброхотова В.И, Доброхотовой Л.В. (доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади кв.1), на земельный участок зарегистрировано обременение - "изъятие для государственных (муниципальных нужд)" на основании постановления главы администрации г. Чебоксары от 26 декабря 2014года N 4411 "Об изъятии земельного участка и жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности в доме N... по ул.... ".
Из письма Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары от 22 декабря 2017 года на имя Курдимановой Г.И. следует, что включенный в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда д.... по ул.... г.Чебоксары признавался аварийным как многоквартирный жилой дом.
Главой администрации г.Чебоксары приняты постановление от 31 августа 2017 года N 1067 "Об утверждении соглашения об изъятии имущества в связи со сносом дома N... по ул.... в г.Чебоксары", которым утверждено соглашение об изъятии имущества Доброхотова В.И. и Доброхотовой Л.В. - кв.... д.... по ул.... г.Чебоксары и доли земельного участка в общем имуществе указанного дома, и постановление от 16 октября 2017 года N 1821 "Об изъятии и предоставлении жилого помещения собственникам квартиры N1 Доброхотову В.И. и Доброхотовой Л.В. в связи со сносом аварийного жилого дома N... по ул.... в г.Чебоксары".
В ответ на обращения Курдимановой Г.И. в администрацию г.Чебоксары по вопросу установления д.... по ул.... г.Чебоксары статуса дома блокированной застройки Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары от 22 декабря 2017 года в письме от 19 января 2018 года указало, что для изменения назначения объекта с "многоквартирный жилой дом" на "дом блокированной застройки" собственникам помещений в д.... по ул.... г.Чебоксары, расположенном в территориальной зоне Ж-1, в которой блокированная жилая застройка относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, необходимо провести реконструкцию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Сведений о предпринятых Курдимановой Г.И. до обращения в суд каких-либо мер по изменению содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о д.... по ул.... г. Чебоксары в порядке, регламентированном Федеральным законом N218-ФЗ, в деле не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался частями 1,2,3 статьи 16, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, Сводом правил "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенных в действие приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 789, и исходил из того, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного порядка изменения статуса недвижимого имущества, что действующим законодательством не предусмотрена возможность при наличии в доме нескольких квартир признать одну из них частью жилого дома блокированной застройки, равно как и возможность одновременного существования в жилом доме различных объектов недвижимости, имеющих разный правовой статус, и что составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками, обладать равнозначным правовым статусом, то есть законом не предусмотрен и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и жилого дома в отношении одного здания.
Кроме того, суд указал, что суд не является органом технического учета и не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на это органы, действия которых истцом не оспорены.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, оцененных согласно требованиям гражданского процессуального законодательства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному решению, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
Поскольку администрация г. Чебоксары, осуществляющая в пределах своих полномочий функции исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления г.Чебоксары, согласно действующему законодательству не обязана устанавливать, к какому виду жилых помещений следует отнести д.... по ул.... г. Чебоксары, и определять его назначение для внесения об этом соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, судебная коллегия не находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что истец ранее неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями об установлении дому статуса дома блокированной застройки, не требующего для этого его реконструкции.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что д.... по ул.... г. Чебоксары, учитывая положения градостроительного законодательства, строительных норм и правил, документов градостроительного зонирования, а также исходя из сведений, содержащихся в акте государственной приемочной комиссии, техническом паспорте дома, межевом плане придомового земельного участка, является домом блокированной застройки, и что судом к спорным правоотношениям не применены указанные в апелляционной жалобе нормы материального права, свидетельствующие о несогласии истца с решением суда, выводов суда также не опровергают и не указывают на наличие предусмотренных законом оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Курдимановой Г.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 26 июня 2018 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.