Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Рисс А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Рисс А.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Рисс А.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФСИН по Чувашской Республике), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконными действий подкомиссии УФСИН по Чувашской Республике в части нарушения сроков направления решения о рассмотрении вопроса о постановке на получение единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России, признании незаконным решения ФСИН России, изложенного в выписке из протокола от 5 октября 2016 года N "... ", в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента принятия рапорта, то есть с 18 марта 2014 года.
Требования мотивированы тем, что истец Рисс А.В. проходит службу в Федеральной службе исполнения наказания России в должности "... " УФСИН России по Чувашской Республике. 18 марта 2014 года истец обратился в УФСИН по Чувашской Республике с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи из трех человек (истец, его супруга и сын), который был принят 18 марта 2014 года и рассмотрен на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Чувашской Республике, в последующем направлен в ФСИН России. Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России от 5 октября 2016 года N "... " истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Свой отказ комиссия ФСИН России мотивировала тем, что РиссА.В. и его супруга с 13 января 2011 года, а сын со 2 июля 2010 года по настоящее время зарегистрированы в квартире N "... " общей площадью 68,8 кв.м. в доме N "... " по ул. "... ", собственником которой является мать истца. Также комиссия указала, что Рисс А.В. не предоставлены документы о месте жительства его супруги за пятилетний период. Истец полагает, что решение комиссии ФСИН России является незаконным, так как территориальная подкомиссия УФСИН по Чувашской Республике установиласоответствие представленных им документов требованиям, предусмотренным Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. Кроме того, комиссия ФСИН России рассмотрела его документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с нарушением установленных сроков (спустя два года), а также были нарушены сроки направления уведомления о принятом решении.
Истец указывает, что его семья не вселялась в квартиру N "... " в доме N "... " по ул. "... " и никогда в ней не проживала. Указанная квартира была приобретена ФИО4 в черновой отделке за счет собственных и заемных средств, до настоящего времени не отремонтирована, там никто не проживал. В настоящее время собственником данной квартиры является его мать ФИО3 Истец и члены его семьи всегда проживали отдельно, снимали жилье. Так, до 2012 года его семья на основании договора аренды проживала по адресу: "... ", с 2012 года по адресу: "... ", а с 1 ноября 2016 года по 2017 года проживала по адресу: г "... ". Истец со своей семьей никогда не проживал совместно с матерью ФИО3, не вел с ней совместного хозяйства. С 11 мая 1981 года ФИО3 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: "... ". Решением Ленинского районного суд г..Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2016 года Рисс А.В, его супруга ФИО1, сын ФИО2 признаны не приобретшими право пользования жилым помещением в квартире N "... " дома N "... " по ул. "... " и сняты с регистрационного учета.
В судебном заседании истец Рисс А.В. и его представитель - адвокат ГавриловА.М. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков УФСИН по Чувашской Республике, ФСИН России Чумакова О.С. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований Рисс А.В. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Рисс А.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Рисс А.В. и его представителя адвоката Гаврилова А.М, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчиков УФСИН по Чувашской Республике, ФСИН России Чумаковой О.С, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец РиссА.В. является сотрудником УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии с 12 октября 2011 года, общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на 13 марта 2014 года составляет 20 лет 03 мес. 09 дней.
С 13 января 2011 года истец Рисс А.В. зарегистрирован квартире N "... " общей площадью 68,8 кв.м. в доме N "... " по ул. "... ". Также в этой квартире зарегистрированы его супруга ФИО1 с 13 января 2011 года, сын ФИО2 с 22 июля 2010 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... " является мать истца ФИО3 на основании договора дарения от 13 июня 2012 года. Ранее собственником указанной квартиры являлся брат истца ФИО4
Согласно выписке из домовой книги мать истца ФИО3 с 11 мая 1981 года зарегистрирована и проживает в квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... ".
11 марта 2014 года Рисс А.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Чувашской Республике с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи: он сам, его супруга ФИО1, сын ФИО2
4 апреля 2014 года подкомиссией УФСИН России по Чувашской Республике принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке Рисс А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Соответствующие документы были направлены в комиссию ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 5 октября 2016 года N "... ", Рисс А.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Согласно выписке из протокола N "... " заседания комиссии ФСИН России от 5 октября 2016 года при определении обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты расчет производился исходя из площади занимаемой ими квартиры, принадлежащей матери Рисс А.В. на праве собственности, 68,8 кв.м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Рисс А.В. о признании незаконным решения ФСИН России, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и пришел к выводу о законности принятого ФСИН России решения об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 11 и 20 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из материалов дела, Рисс А.В. с семьей, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСИН России (5 октября 2016 года) его заявления о принятии на учет был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "... ", собственником которого является его мать - ФИО3 Вместе с ним в этой квартире зарегистрированы его супруга ФИО1, сын ФИО2 Общая площадь квартиры составляет 68,8 кв.м.
В выписке из лицевого счета указано, что в квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... ", Рисс А.В. зарегистрирован как сын, ФИО1 как сноха, ФИО2 как внук.
При этом какого-либо соглашения с собственником, определяющего права РиссА.В, ФИО1, ФИО2. иначе, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод истца о том, что он и его семья никогда не проживала совместно с матерью ФИО3 в квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... ", не вела с ней совместного хозяйства, так как с 11 мая 1981 года его мать ФИО3 зарегистрирована и постоянно проживает по другому адресу. Гражданину на праве собственности или на праве пользования может принадлежать несколько жилых помещений, и он имеет право проживать в любом из них, при этом само по себе проживание собственника жилого помещения в ином жилом помещении не опровергает факт вселения собственником в данное жилое помещение родственников и иных граждан в качестве членов своей семьи.
Как усматривается из материалов дела, документов, свидетельствующих о проживании Рисс А.В. и членов его семьи по другому адресу (договора аренды от 31 мая 2012 года, от 1 ноября 2016 года), истец в комиссию ФСИН России не представлял в связи с чем комиссия ФСИН России рассмотрела заявление истца о постановке на учет на основании имеющихся документов.
Суд первой инстанции также обоснованно не принял в качестве доказательства отсутствия права пользования жилым помещением, принадлежащем матери истца, решение Ленинского районного суд г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2016 года, которым РиссА.В, его супруга ФИО1, сын ФИО2 признаны не приобретшими право пользования жилым помещением в квартире N "... " дома N "... " по ул. "... " и сняты с регистрационного учета, поскольку на момент рассмотрения комиссией ФСИН России (5 октября 2016 года) заявления Рисс А.В. о принятии на учет право пользования жилым помещением по данному адресу утрачено Рисс А.В. не было, названное решение суда вынесено после рассмотрения комиссией ФСИН России заявления РиссА.В. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и не имело для разрешения настоящего спора правового значения.
Поскольку Рисс А.В, ФИО1, ФИО2 зарегистрированы в квартире, принадлежащей матери истца ФИО3, имели право пользования указанным помещением наряду с его собственником жилого помещения как члены его семьи, соответственно, на каждого члена семьи приходилось 17,2 кв.м. общей площади жилого помещения (68,8 кв.м. : 4 чел.).
При таких обстоятельствах у Рисс А.В. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктом 2 части 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв.м.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований Рисс А.В. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Рисс А.В. в комиссию ФСИН России были представлены не все документы согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия также соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Так, из материалов учетного дела следует, что с 13 января 2011 года супруга истца ФИО1 зарегистрирована по адресу: "... ".
Между тем, сведений о регистрации по месту жительства супруги истца ФИО1 до 13 января 2011 года, как предусмотрено пунктом 5 Правил, в комиссию ФСИН России не представлено.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, свидетельство о регистрации по месту пребывания супруги истца ФИО1 с 16 февраля 2007 года по 16 февраля 2010 года по адресу: "... ", таким доказательством не является, так как в силу закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является жилое помещение, в котором гражданин проживает временно. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Поскольку Рисс А.В, претендующим на получение единовременной социальной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства членов его семьи (супруги) в определенный период за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности решения комиссии ФСИН России об отказе РиссА.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного несвоевременное рассмотрение рапорта Рисс А.В. комиссией ФСИН России, направленного в установленном порядке, и принятие указанной комиссией решения об отказе в принятии на учет в порядке общей очередности, с учетом ранее поданных документов о постановке на данный учет других сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не повлекло за собой нарушение прав истца.
Доводы апелляционной жалобы Рисс А.В. аналогичны доводам, указанным в исковом заявлении, повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, направлены на иное толкование норм материального права и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Рисс А.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.