Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Агеева О.В,
судей Александровой А.В, Алексеевой Г.И,
при секретаре Ивановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики к Федорову А.В, Анисимовой Т.Д. о возмещении материального ущерба, причиненного работником, поступившее по апелляционной жалобе Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований БУ Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" МЗ Чувашской Республики к Федорову А.В, Анисимовой Т.Д. о взыскании в солидарном порядке материального ущерба, причиненного работником, в размере 4878128 руб. 57 коп. и расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В, судебная коллегия
установила:
Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии, Учреждение) с учетом уточнения обратилось в суд с иском к Федорову А.В, Анисимовой Т.Д. о возмещении материального ущерба.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате недобросовестности и неразумности действий руководителя учреждения, нарушения порядка организации учета и отчетности в БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии руководителем учреждения - главным врачом Федоровым А.В. и главным бухгалтером учреждения Анисимовой Т.Д. БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии причинен имущественный ущерб.
Так, 05 апреля 2016 года между БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии и обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") был заключен контракт поставки реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat (далее - реагенты с картриджами) от 05 апреля 2016 года N N. Контракт заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона КУ " "данные изъяты"" Минздрава Чувашии на основании решения комиссии по осуществлению закупки реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat (протокол подведения итогов N N от 21 марта 2016 года), объявленного извещением от 19 февраля 2016 года N N.
Указанные препараты (реагенты с картриджами для анализатора Abbottl-Stat) получены Учреждением по товарным накладным от 12 апреля 2016 года N N и от 27 мая 2016 года N N согласно заявкам Учреждения на отгрузку товара от 08 апреля 2016 года и от 24 мая 2016 года. За полученные товарно-материальные ценности учреждением перечислено ООО " "данные изъяты"" за счет средств ОМС денежная сумма в размере 5410 500 рублей.
В нарушение части 6 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, согласно которой для приемки товара создается приемочная комиссия, приемка реагентов с картриджами приемочной комиссией Учреждения, созданной приказом главного врача от 12 января 2016 года N N, не осуществлена (приемка производилась главным фельдшером ФИО).
Заключением комиссии о приемке товара по качеству от 30 мая 2016 года установлено несоответствие качества товара предъявляемым требованиям, срок годности не соответствовал техническому задания. При этом, администрацией учреждения с 30 мая 2016 года по 20 ноября 2016 года действенные меры по замене реагентов с картриджами не принимались.
В нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ в 2016 году руководителем Учреждения не проведена оценка обоснованности осуществления закупок путем проведения мониторинга закупки картриджей, что свидетельствует об отсутствии обоснованности проведенной закупки на общую сумму 3495 100 рублей.
Главный врач Федоров А.В. и главный бухгалтер Анисимова Т.Д. совершили сделку без соблюдения обычно требующихся внутренних процедур для совершения аналогичных сделок, приняв и оплатив товар в нарушение части 6 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ в отсутствие акта приема-передачи товара приемочной комиссией.
Кроме того, в ходе инвентаризации, проведенной в декабре 2016 года при смене материально-ответственного лица ФИО, выявлена недостача на сумму 831269 рублей 94 копейки. Решением "данные изъяты" от 26 апреля 2017 года в удовлетворении иска Учреждения к ФИО о возмещении материального ущерба отказано.
Так же по результатам электронного аукциона N N от 15 апреля 2015 года Учреждением заключен контракт от 06 мая 2015 года N N с обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") на оказание услуг по обслуживанию административно-офисных зданий Учреждения на период с момента заключения контракта по 31 января 2018 года на сумму 8756 000 рублей.
Дополнительным соглашением от 01 ноября 2016 года N N была увеличена цена контракта на сумму 875600 рублей без увеличения объема выполняемых работ.
Таким образом, главным врачом Федоровым А.В, главным бухгалтером Анисимовой Т.Д. в нарушение части 2 статьи 34 и подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе" допущено увеличение стоимости заключенного с ООО " "данные изъяты"" контракта без увеличения объема выполняемых работ.
В связи с расторжением в 2018 году контракта N N от 6 мая 2015 года БУ "РССМП" не произвело расходы на сумму 493 762 рубля 83 копейки, на основании чего ущерб, причиненный истцу неправомерным увеличением цены контракта составил 381137 рублей 17 копеек.
Вместе с тем главным врачом Федоровым А.В, главным бухгалтером Анисимовой Т.Д. допущены неправомерные расходы по оплате труда ФИО1, который приказом главного врача Федорова А.В. от 30 декабря 2016 года N N в нарушение требований трудового законодательства принят на работу по внешнему совместительству в Учреждение с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года на 1,0 ставку по должности начальника автобазы.
В результате приема ФИО1 на работу на 1,0 ставку в нарушение требований статьи 284 ТК РФ, необоснованного начисления работнику заработной платы, Учреждением произведены неправомерные расходы по оплате труда ФИО1 в сумме 130472 рубля 27 копеек и начисления в социальные фонды (ФОМС, ФСС, ПФР) на указанный размер заработной платы в размере 39402 рубля 63 копейки, в связи с чем общая сумма расходов составила 169874 рубля 90 копеек.
Таким образом, материальный ущерб, причиненный Учреждению по вине бывших работников Федорова А.В. и Анисимовой Т.Д, составил:
- по факту неэффективного использования учреждением бюджетных средств при приобретении реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Star с остаточным сроком хранения менее 6 месяцев в размере 3 495 146 рублей 56 копеек,
- недостача в размере 831 269 рублей 94 копейки,
- увеличение стоимости контракта с ООО " "данные изъяты"" - 381837 рублей 17 копеек,
- необоснованные расходы на оплату труда ФИО1 - 169874 рубля 90 копеек,
итого - 4 878128 рублей 57 копеек.
Все выше перечисленные обстоятельства - отсутствие оценки обоснованности осуществления закупки реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat (контракт от 05 апреля 2018 года), увеличение стоимости заключенного с ООО " "данные изъяты"" контракта без увеличения объема выполняемых работ, неправомерные расходы по оплате труда ФИО1 стали известны истцу по результатам проверки, проведенной "данные изъяты" (акт проверки от 16 марта 2018 года).
На основании изложенного, БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии просило суд взыскать с ответчиков Федорова А.В, Анисимовой Т.Д. в солидарном порядке материальный ущерб, причиненный работником, в размере 4 878 128 рублей 57 копеек и расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии Лобышева О.А. на судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Федоров А.В, представитель ответчика Анисимовой Т.Д. - Арсентьев И.Н. просили суд отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Ответчик Анисимова Т.Д. на судебное заседание не явилась.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство здравоохранения Чувашской Республики на судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Истец БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии с вынесенным решением не согласился и подал на него апелляционную жалобу, которая содержит доводы, изложенные в исковом заявлении. Автор жалобы указывает, что суд не учел то обстоятельство, что факт наличия самого ущерба установлен актом проверки "данные изъяты" от 16 марта 2018 года, из которого следует, что в результате недобросовестных и неразумных действий главного врача БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии Фёдорова А.В, главного бухгалтера Анисимовой Т.Д, нарушения финансово-хозяйственной деятельности, учёта и использования имущества, Учреждению причинен материальный ущерб в сумме 4 878 128 рублей 57 копеек.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии Матвеевой М.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Министерства здравоохранения Чувашской Республики Можаева А.В, просившего решение отменить, ответчика Федорова А.В, представителя ответчика Анисимовой Т.Д. - Арсентьева И.Н, полагавших решение суда законным и обоснованным, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия неявившихся лиц, надлежащим образом, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ответчиков Федорова А.В, Анисимовой Т.Д. не было установлено каких-либо конкретных противоправных действий, причинно-следственной связи между противоправным поведением работников и наступившим ущербом, не установлен размер причиненного ущерба, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда, исходя из следующих обстоятельств.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 июня 2012 года между ответчиком Анисимовой Т.Д. и БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии заключен трудовой договор от 25 июня 2012 года N N, на основании которого Анисимова Т.Д. принята на должность главного бухгалтера.
Согласно п. 5.2.2 указанного договора работник несет ответственность в соответствии с законодательством за ущерб, причиненный работодателю виновными действиями (бездействием) (статья 238 ТК РФ).
Приказом от 20 июня 2017 года N N Анисимова Т.Д. уволена с 20 июня 2017 года с должности начальника отдела - главного бухгалтера на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по собственному желанию.
В силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Согласно статье 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Случаи полной материальной ответственности работника перечислены в статье 243 ТК РФ, согласно которой материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером (часть 2 статьи 243 ТК РФ).
Договором о полной индивидуальной материальной ответственности от 25 июня 2012 года, заключенным с Анисимовой Т.Д. установлено, что работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба другим лицам.
Факта недостачи вверенного работнику имущества не установлено, сведений о причиненном по вине работника ущербе третьим лицам нет. Факты нарушения должностных обязанностей Анисимовой Т.Д. при вышеописанных событиях, истцом не подтверждены. БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде не указало в чем конкретно заключается вина Анисимовой Т.Д, какие ее действия или бездействия привели к причинению Учреждению ущерба.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Анисимовой Т.Д. является правильным.
Из материалов дела следует, что в период с 10 октября 2012 года по 22 июня 2017 года Федоров А.В. работал в должности главного врача БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии.
Приказом Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 22 июня 2017 года N N Федоров А.В. уволен с должности главного врача Учреждения в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 77 ТК РФ по инициативе работника.
Согласно пункту 2.4 Трудового договора от 25 февраля 2016 года, заключенного БУ ЧР "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики с Федоровым А.В, главный врач - руководитель учреждения обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно- хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, также имущества, переданного учреждению в оперативное управление; обеспечивать своевременное и качественное выполнения всех договоров и обязательств учреждения и т.д.
Согласно пункту 6.4 названного трудового договора от 25 февраля 2016 руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, в соответствии со статьей 277 ТК РФ.
Как следует из статьи 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника").
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю".
Из материалов дела следует, что актом N N от 01 декабря 2016 года, составленным по результатам проведенной в период с 28 ноября по 01 декабря 2016 года инвентаризации, у главного фельдшера ФИО выявлена недостача в размере 831 269 рублей 94 копейки.
Вступившим в законную силу решением "данные изъяты" от 26 апреля 2017 года в удовлетворении искового требования БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии к ФИО о возмещении материального ущерба в размере 831269 рублей 94 копейки отказано, так как истцом не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих факт причинения ответчиком ему прямого действительного ущерба в виде недостачи товарно-материальных ценностей на заявленную сумму за определенный период времени работы, в результате виновного противоправного поведения.
БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии просит взыскать ущерб, причиненный выявленной недостачей в размере 831269 рублей 94 копейки с главного врача Федорова А.В, вместе с тем в исковом заявлении и судебном заседании не приводит какие-либо доводы и доказательства того, что указанная недостача произошла по вине главного врача.
В связи с тем, что материалами дела не подтверждается вина главного врача в образовании недостачи, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии о взыскании с Федорова А.В. материального ущерба в размере 831269 рублей 94 копейки.
Вместе с тем с выводами суда об отказе в удовлетворении остальной части требований, предъявленных к Федорову А.В, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В силу положения статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемое решение суда приведенным выше требованиям в части отказа в удовлетворении всех требований БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии к Федорову А.В. не соответствует.
Судом установлено, что 07 апреля 2014 года между БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии в лице главного врача Федорова А.В. и ФИО1 заключен срочный трудовой договор N N, по условиям которого последний принят на работу на должность начальника автобазы по внешнему совместительству до 0,5 ставки. Срок действия договора с 07 апреля 2014 года по 06 апреля 2015 года.
Дополнительными соглашениями от 30 марта 2015 года, 01 апреля 2016 года срок действия указанного трудового договора продлен до 31 декабря 2016 года.
Дополнительным соглашением N N от 30 декабря 2016 года трудовой договор от 07 апреля 2014 года N N изложен в новой редакции, согласно которой ФИО1 продолжает работу в должности начальника автобазы по внешнему совместительству до 1,0 ставки.
Из табеля учета рабочего времени за январь-апрель 2017 года следует, что продолжительность рабочего времени ФИО1, принятого на должность по совместительству, составляла 8 часов в день.
При этом из материалов дела следует, что ФИО1. в это время работал по основному месту работы в качестве руководителя дополнительного офиса ООО " "данные изъяты"" в "адрес".
В силу требований статьи 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (часть 1).
Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой настоящей статьи, не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй статьи 142 настоящего Кодекса или отстранен от работы в соответствии с частями второй или четвертой статьи 73 настоящего Кодекса (часть 2).
Как следует из ответа ООО " "данные изъяты"" от 10 октября 2018 года, ФИО1. 07 апреля 2014 года принят в ООО " "данные изъяты"" на должность руководителя дополнительного офиса в "адрес" по основному месту работы. За время работы в ООО " "данные изъяты"" ФИО1. от работы не отстранялся, его работа не приостанавливалась.
На основании изложенного ФИО1, работая по основному месту работы в ООО " "данные изъяты"", в соответствии со ст. 284 ТК РФ не мог работать по совместительству на полную ставку в БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии.
Довод Федорова А.В. об увеличении объема работ начальника автобазы по причине присоединения к БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии новых подстанций правого значения не имеет, так как ст. 284 ТК РФ устанавливает ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству до 4 часов в день.
Согласно пункту 3.8. Устава бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики руководитель без доверенности действует от имени Бюджетного учреждения, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от его имени, определяет структуру Бюджетного учреждения, утверждает штатное расписание Бюджетного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность Бюджетного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Бюджетного учреждения, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками Бюджетного учреждения, выдает доверенности, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иную деятельность от имени Бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, имеет права на гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федоров А.В, отвечающий за штатное расписание, за заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с работниками Бюджетного учреждения, как его руководитель, в нарушение требований трудового законодательства перевел ФИО1, работающего в должности начальника автобазы по внешнему совместительству, с 0,5 ставки до 1,0 ставки, в связи с чем в соответствии со статьей 277 ТК РФ должен возместить прямой действительный ущерб, причиненный учреждению его действиями.
БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии просило взыскать с Федорова А.В. сумму расходов, произведенных за период с 01 января по 30 апреля 2017 года на оплату труда ФИО1, в размере 169874, 90 руб. исходя из следующего расчета: 98840,40 руб. (необоснованно начисленная заработная плата) + 8773,2 руб. (излишне выплаченная компенсация за 30 дней дополнительного отпуска) + 6141,24 руб. (излишняя оплата отпуска в августе 2017 года) + 16717,43 руб. (переплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) + 39402,63 руб. (отчисления в фонды обязательного медицинского и социального страхования, пенсионный фонд).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии о взыскании с Федорова А.В. ущерба, причиненного в результате необоснованной выплаты совместителю ФИО1 заработной платы за полный рабочий день, подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам электронного аукциона N N от 15 апреля 2015 года БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии заключило с обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") контракт от 06 мая 2015 года N N на оказание услуг по обслуживанию административно-офисных зданий учреждения на период с момента заключения контракта по 31 января 2018 года на сумму 8756 000 рублей.
Согласно пункту 2.5 контракта его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, не может изменяться в ходе исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дополнительным соглашением N N от 22 марта 2017 года была увеличена цена контракта на сумму 875600 рублей, которая с учетом изменений составила 9631600 рублей.
Соглашением от 18 апреля 2018 года данный контракт на сумму 493762 рубля 83 копейки расторгнут по соглашению сторон.
В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 указанного Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 95 названного Федерального закона предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон, когда такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Вместе с тем, материалы дела не содержат и ответчиком Федоровым А.В. в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что при увеличении им цены контракта был увеличен объем работ или услуг, оказанных ООО " "данные изъяты"" БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии.
Доводы Федорова А.В. о том, что увеличился объем работ ООО " "данные изъяты"" за счет необходимости уборки снега, являются несостоятельными, поскольку Дополнительным соглашением N N от 22 марта 2017 года при увеличении цены контракта объем дополнительных работ или услуг не определен и не указан. По ходатайству Федорова А.В. судебной коллегией были запрошены акты выполненных работ, при изучении которых дополнительный объем работ не установлен, следовательно, утверждения ответчика в указанной части являются голословными.
С учетом того, что главный врач Федоров А.В, как руководитель учреждения согласно трудовому договору должен был обеспечивать эффективную деятельность Учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Учреждения, а его действия по увеличению центы контракта в нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ повлекли необоснованные расходы учреждения на оплату услуг ООО " "данные изъяты"" в размере 381137,17 руб, которые складываются из следующего расчета: 9631600 руб. (новая цена контракта) - 8756000 руб. (первоначальная цена контракта) - 493762,83 руб. (цена, на которую контракт расторгнут), судебная коллегия приходит к выводу, что требования БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии о возмещении данного ущерба подлежат удовлетворению.
Кроме того, из материалов дела следует, что БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии директору казенного учреждения Чувашской Республики " "данные изъяты"" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики была направлена заявка N N от 09 февраля 2016 года за подписью главного врача Федорова А.В. на право определения поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat для нужд БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии с начальной ценой контракта 5437667 рублей.
Техническим заданием на поставку реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat, утвержденным Федоровым А.В. без указания даты, установлено следующее количество реагентов: одноразовый картридж для количественного исследования образца крови на тропонин - 80 упаковок по 25 штук, одноразовый картридж для количественного исследования образца крови на Na, R, iCa, и другие - 20 упаковок по 25 штук.
05 апреля 2016 года между БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии в лице главного врача Федорова А.В. и обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") был заключен контракт N N на поставку реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat в количестве: одноразовый картридж для количественного исследования образца крови на тропонин - 80 упаковок по 25 штук, одноразовый картридж для количественного исследования образца крови - 20 упаковок по 25 штук. Контракт заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона КУ " "данные изъяты"" Минздрава Чувашии на основании решения комиссии по осуществлению закупки реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat (протокол N N от 21 марта 2016 года). Цена контракта составила 5410478 рублей 66 копеек.
Указанные препараты (реагенты с картриджами для анализатора Abbottl-Stat) получены Учреждением по товарным накладным от 12 апреля 2016 года N N и от 27 мая 2016 года N N согласно заявкам на отгрузку товара от 08 апреля 2016 года и от 24 мая 2016 года. Приемку по товарным накладным осуществил главный фельдшер ФИО
В нарушение части 6 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приемка реагентов с картриджами приемочной комиссией, созданной приказом главного врача от 12 января 2016 года N N, не осуществлялась.
При этом предусмотренный контрактом акт приема-передачи не составлялся.
За полученные товарно-материальные ценности учреждение перечислило ООО " "данные изъяты"" за счет средств ОМС денежные средства в размере 5410500 рублей.
Заключением комиссии о приемке товара по качеству от 30 мая 2016 года выявлено, что срок годности товара не соответствовал техническому заданию.
Актом об обнаружении картриджей с истекшим сроком годности, утвержденным главным врачом БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии Федоровым А.В, без указания даты, установлено, что на складе главного фельдшера ФИО были обнаружены картриджи одноразовые I-Stat с истекшим сроком годности в количестве 1679 штук (картридж одноразовый для количественного исследования образца крови на тропонин I-Stat 1272 штуки на сумму 3057888,00 руб, картридж одноразовый для количественного исследования образца крови для анализатора I-Stat - 407 штук на сумму 437 258,56 руб.).
Свидетель ФИО, бывший старший фельдшер БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии, судебной коллегии пояснил, что аукцион на закупку картриджей был объявлен по указанию главного врача, поставка картриджей происходила двумя большими партиями также по его указанию. Первоначально Учреждением осенью 2015 года был объявлен аукцион на закупку картриджей в меньшем количестве и по меньшей цене, однако этот аукцион был отменен по указанию главного врача.
Свидетель ФИО2, заместитель главного врача по медицинской части БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии, судебной коллегии пояснила, что заседание формулярной комиссии по закупке картриджей I-stat и рассмотрение заявок от структурных подразделений не проводились. Заявку на приобретение картриджей, коммерческие предложения, техническое задание с ней согласовывали. Готовый протокол по рассмотрению заявки на приобретение картриджей свидетель подписала. В комиссию по приемке товара, ее не пригласили. Весь объем товара единолично был принят, оформлен и оплачен без ее участия. Решение о заключение контракта на приобретение картриджей единолично принимал главный врач.
Кроме того, как следует из представленных документов по электронному аукциону дело N N, картриджи с реагентами для количественного исследования образца крови на тропинин Учреждение планировало приобрести еще в октябре 2015 года в количестве 30 упаковок по цене 35200 руб. за упаковку. Вместе с тем 17 октября 2015 года указанная заявка была отозвана письмом за подписью главного врача Федорова А.В.
09 февраля 2016 года Федоровым А.В. формируется новая заявка на поставку в том числе, картриджей с реагентами для количественного исследования образца крови на тропинин в количестве 80 упаковок по цене 59400 руб. за упаковку.
Таким образом, первоначально был объявлен аукцион на закупку картриджей в меньшем количестве и по меньшей цене.
БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии представлена выписка из акта от 16 марта 2018 года, составленного по результатам проведенной "данные изъяты" проверки Учреждения, которым установлено следующее.
Ответственным лицом Учреждения было некорректно сформировано техническое задание на поставку реагентов с картриджами для анализатора Abbottl-Stat в части определения остаточного срока годности на поставленный товар. Установлено, что средний расход одноразовых картриджей для количественного исследования образца крови на тропонин составляет 300 штук в год, одноразовых картриджей для количественного исследования образца крови - 418.
С учетом этого в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ Учреждением не проведена оценка обоснованности осуществления закупок путем проведения мониторинга закупки указанных картриджей, что свидетельствует о необоснованности проведения закупки на общую сумму 3495100 рублей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу статьи 18 этого же Федерального закона обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Из приведенных положений следует, что обоснование закупки должен осуществлять заказчик, которым выступают государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (статья 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
В данном случае заказчиком выступало бюджетное учреждение - БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии, непосредственное управление деятельностью которого осуществляет Руководитель (пункт 3.5 устава Учреждения).
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (часть 6 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что приказом главного врача Учреждения от 12 января 2016 года N N создана приемочная комиссия Учреждения, однако приемка одноразовых картриджей указанной комиссией не осуществлена. Картриджи по товарным накладным были приняты главным фельдшером ФИО
Таким образом, Федоров А.В. как руководитель Учреждения, на которого трудовым договором возложены прямые обязанности по обеспечению эффективной его деятельности, планирования деятельности Учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством РФ, целевого и эффективного использования денежных средств учреждения, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не обеспечил оценку обоснованности объема закупаемых одноразовых картриджей с учетом срока их хранения, ненадлежащим образом обеспечил прием товарно-материальных ценностей, в связи с чем причинил БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии ущерб на сумму 3495146 рублей 56 копеек (стоимость неиспользованных одноразовых картриджей с истекшим сроком хранения).
На основании изложенного, судебная коллегия находит доказанным факт причинения главным врачом Федоровым А.В. ущерба БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии в результате необоснованного увеличения цены контракта, заключенного с ООО " "данные изъяты""; оформления совместителя ФИО1 в нарушение требований трудового законодательства на 1,0 ставку; непроведения оценки обоснованности осуществления закупки реагентов с картриджами, на общую сумму 4046858,63 руб.
Указанный прямой действительный ущерб на основании статей 238, 277 ТК РФ подлежит возмещению Федоровым А.В, как бывшим руководителем организации.
Согласно статье 250 Трудового кодекса Российской Федерации орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях. Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.
Учитывая семейное и материальное положение ответчика, то обстоятельство что он выплачивает алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, с учетом степени и формы его вины, имущественного положения, судебная коллегия находит возможным применить положения статьи 250 ТК РФ и снизить размер подлежащего возмещению ответчиком ущерба с 4046 858 рублей 63 копейки до 1700000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Федорова А.В. в пользу БУ ЧР "РССМП" Минздрава Чувашии в возмещение расходов на уплату государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям подлежит взысканию 16700 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении искового требования БУ Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики к Федорову А.В. о взыскании материального ущерба в размере 1700000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины.
Вынести в указанной части новое решение, которым взыскать с Федорова ФИО55 в пользу Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики материальный ущерб в размере 1700000 (один миллион семьсот тысяч) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 16700 (шестнадцать тысяч семьсот) рублей.
В остальной части апелляционную жалобу БУ Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.