Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "г. Канаш Чувашской Республики" к Совкиной Л.С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, поступившее по апелляционной жалобе Совкиной Л.С. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 9 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "г. Канаш Чувашской Республики" (далее - Управляющая компания ЖКХ) обратилось в суд с иском к Совкиной Л.С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с 1 ноября 2015 года по 30 апреля 2018 года в размере 55104 руб. 40 коп, пени за период с 11 декабря 2015 года по 11 мая 2018 года в размере 11863 руб. 97 коп, расходов по уплате государственной пошлины в размере 2209 руб. 05 коп.
Требования мотивированы тем, что ответчик Совкина Л.С. является собственником квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... " Чувашской Республики. Многоквартирный жилой дом N "... " по ул. "... " подключен к системе централизованного отопления и не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Квартира N "... " в доме N "... " по ул. "... " имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. Несмотря на то, что квартира имеет отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, с собственников помещения не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, при этом потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Ответчик надлежащим образом не выполняет обязанность по оплате коммунальных услуг за отопление, в связи с чем за период с 1 ноября 2015 года по 30 апреля 2018 года у него образовалась задолженность в размере 55104 руб. 40 коп. По причине несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги ответчику начислены пени за период с 11 декабря 2015 года по 11 мая 2018 года в размере 11863 руб. 97 коп. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
В судебном заседании представитель истца Управляющей компании ЖКХ АнисимоваЕ.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании ответчик Совкина Л.С. исковые требования не признала, пояснив, что ее квартира имеет отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии, а тепловая энергия от центрального отопления в ее квартиру не поступает.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 9 июля 2018 года постановлено взыскать с Совкиной Л.С. в пользу муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "г. Канаш Чувашской Республики" задолженность по оплате услуг отопления квартиры N "... " расположенной в доме N "... " по ул. "... " Чувашской Республики, за период с 1 ноября 2015 года по 30 апреля 2018 года в размере 55104 руб. 40 коп, пени за несвоевременную оплату услуг отопления в размере 2000 руб, всего 57104 руб. 40 коп.; расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1913 руб. 13 коп.
Указанное решение обжаловано ответчиком Совкиной Л.С. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе Совкиной Л.С. указывается на то, что установка индивидуального газового прибора отопления в ее квартире осуществлена на законных основаниях с разрешения компетентных органов. Однако за потребляемое тепло ей приходится платить дважды: за газ, за индивидуальное отопление квартиры и за централизованное отопление, за которое в отопительный сезон размер составляет 2745 руб, что очень дорого для оплаты за тепло в подъезде.
Изучив материалы дела, выслушав возражения представителя истца Управляющей компании ЖКХ Ивановой И.В. относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик Совкина Л.С. является собственником квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... ". Данная квартира имеет отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (в квартире установлен газовый котел).
Управляющая компания ЖКХ является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в дом N "... " по ул. "... ".
Распоряжением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 4 февраля 2011 года N "... " ООО "Центральный" разрешено выполнить реконструкцию многоквартирного жилого дома N "... " по ул. "... " с переводом на индивидуальное поквартирное газовое отопление.
Из заявления жильцов дома N "... " по ул. "... " (без даты), адресованного управляющей компании "Канашмежрайгаз", следует, что они просят разрешить проведение индивидуального газового отопления в каждой квартире дома. В заявлении также указано, что дом состоит из 15 квартир, первый этаж занимает газовая организация, которая оборудована индивидуальным отоплением.
Из сообщения администрации г. Канаш Чувашской Республики от 5 июля 2018 года следует, что в период с 2010 года по 2011 год отделом строительства администрации города не выносилось решения о согласовании переустройства, а именно демонтажа внутренней системы отопления квартиры N "... ", расположенной в доме N "... " по ул. "... ". Документальных подтверждений о фактическом выполнении реконструкции многоквартирного жилого дома N "... " по ул. "... ", а именно перевод на индивидуальное поквартирное газовое отопление в соответствии с распоряжением администрации города от 4 февраля 2011 года N "... " не имеется.
Удовлетворяя иск Управляющей компании ЖКХ о взыскании с Совкиной Л.С. задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению, суд первой инстанции исходил из того, что Совкиной Л.С. правомерно начислена плата за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, поскольку действующим законодательством не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых отключены от централизованной системы отопления. Кроме того, начисление платы за отопление является правомерным и в силу того, что представленные Совкиной Л.С. документы не подтверждают переустройство системы отопления в ее квартире с соблюдением требований законодательства.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Установка в квартире ответчика газового котла в силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством квартиры, в связи с чем переход с централизованного отопления на индивидуальное отопление необходимо согласовывать с органом местного самоуправления. Между тем, доказательств, подтверждающих получение ответчиком разрешения органа местного самоуправления на такой переход, в материалы дела не представлено.
Верным является и вывод суда первой инстанции о том, что для перевода жилого помещения на индивидуальное отопление требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, исходя из пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом того, что при установке индивидуального отопления состав общего имущества в виде внутридомовой системы отопления уменьшится, то в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение размера общего имущества. Однако данных о том, что ответчик Совкина Л.С. получила такое согласие собственников помещений в многоквартирном доме, в дело не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В подпункте "е" пункта 4 Правил указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложении N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Из вышеизложенного следует, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться в соответствии с Правилами и установленными им формулами, поскольку действующее законодательство не предусматривает иного порядка и в случае перевода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме на индивидуальное газовое отопление.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание общего имущества дома. При этом положения части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают уплату пени лицами, несвоевременно и (или) не полностью внесшими плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, начисление собственнику Совкиной Л.С. платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Кроме того, и законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие централизованную систему отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Совкиной Л.С. задолженности по оплате коммунальной услуги за отопление.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен и не опровергнут относимыми и допустимыми доказательствами.
Установив изложенные обстоятельства и принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с Совкиной Л.С. в пользу Управляющей компании ЖКХ задолженности по оплате за коммунальную услугу по отоплению.
Доводы апелляционной жалобе Совкиной Л.С. о том, что установка индивидуального газового прибора отопления в ее квартире осуществлена на законных основаниях с разрешения компетентных органов, получено согласие всех собственников помещений дома, не опровергают выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к изложению позиции ответчика, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции и получившей правильную оценку в решении, с которой судебная коллегия согласна.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Совкиной Л.С. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 9 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.