Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Ярадаева А.В,
судей Иванова П.Д, Филимоновой И.В,
при секретаре судебного заседания Никитине П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог
по апелляционной жалобе администрации Моргаушского района Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2018 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В, объяснения представителя администрации Моргаушского района Чувашской Республики Валежниковой О.А, поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Ивановой И.Г, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга с исковым заявлением лиц к администрации Моргаушского района Чувашской республики о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию следующих автомобильных дорог:
"Моргауши - Сура Сюрла - Три" протяженностью 1,55 км,
"ул.Парковая с.Моргауши" протяженностью - 0,7 км,
"ул.Ленина с.Моргауши"протяженностью 0,29 км,
"Моргауши - Хорной - Ижелькасы - Синьял Моргауши" протяженностью 1,103 км,
"Моргауши - Москакасы - Оринино" протяженностью 2,3 км,
"Тойгильдино - Паймурзино - Чуманкасы" протяженностью 1,36 км,
"Авданкасы - Моргауши - Козьмодемьянск -Кумыркасы" протяженностью 1,047 км,
"?Волга" - Яраккасы" протяженностью 1,88 км,
"?Волга" - Вурмой -Елачкасы" протяженностью 0,85 км,
"?Волга" - Вурмой - Иштереки - Вускасы" протяженностью 1,852 км,
"?Волга" - Б.Сундырь - пр.Шешкары - Ильинка" протяженностью 7,495 км,
"?Волга" - Б.Сундырь - Анаткасы - Сесмеры" протяженностью 1,12 км,
"?Волга" - Выселок Канаш" протяженностью 1,165 км,
"Вурманкасы - Мемеккасы" протяженностью 1,02 км,
"Б.Сундырь - Б.Карачкино - Ешмолаи - д.Адикасы" протяженностью 0,530 км,
"?Волга" - Б.Сундырь - Кадикасы" протяженностью 0,95 км,
"Б.Сундырь - Б.Карачкино - Ешмолаи - д.Мижары" протяженностью 0,75 км,
"?Волга" - Б.Сундырь - пр.Шешкары - Кармыши" протяженностью 0,9 км,
"Чураккасы - Мемеккасы - Хундыкасы" протяженностью 10,43 км,
"Чураккасы - Мемеккасы - Хундыкасы - Хоп-Киберы" протяженностью 1,24 км.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной 20 июня 2018 года прокурорской проверки исполнения администрацией Моргаушского района Чувашской Республики законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения установлено отсутствие паспортов в отношении двадцати автомобильных дорог, что является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН-1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР. Отсутствие паспортов автомобильных дорог не позволяет участником дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова А.А. исковое заявление поддержала.
Представители ответчика - администрации Моргаушского района Чувашской Республики - Иванова А.Н. и Валежникова О.А. исковое заявление не признали.
Представитель третьего лица - УГИБДД МВД по Чувашской Республике в судебном заседании не присутствовал.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2018 года исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Моргаушского района Чувашской Республики просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокруора.
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики, представитель третьего лица - УГИБДД МВД по Чувашской Республике в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Часть 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ предусматривает, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в пункте 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (далее также - Типовая инструкция), утвержденных 5 февраля 1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 Типовой инструкции).
Судом установлено, что главой администрации Моргаушского района Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2016 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них по Моргаушскому району Чувашской Республики, в который, в том числе включены дроги, указанные в исковом заявлении прокурора.
Кроме того, судом установлено, что согласно письму администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 18 июня 2018 года N2691 паспортизация этих дорог не проводилась, паспорта на них отсутствуют.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 1, абзаца 3 статьи 12, статей 120, 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона N131-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 7 устава Моргаушского района Чувашской Республики, пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 27 августа 2009 года N150, положениями пунктов 1.1. и 1.2 Типовой инструкции и исходил из того, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, а отсутствие паспортизации указанных автомобильных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку полагает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, оцененных согласно требованиям гражданского процессуального законодательства. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному решению, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 6 ноября 2015 года N957 утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.5 Порядка основным документом учета технического автомобильных дорог является технический паспорт.
Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что под автомобильными дорогами местного понимаются автомобильные дороги вне границ населенных пунктов поселений в границах муниципального района.
В пункте 7.2 Порядка установлено, что администрация Моргаушского района Чувашской Республики, в том числе осуществляет оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечивает их техническое состояние и паспортизацию.
С учетом изложенного судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, обоснованные тем, что администрацией Моргаушского района Чувашской Республики были разработаны и утверждены проекты организации дорожного движения, которые содержат в себе сведения о технических параметрах дорог, а технический паспорт дороги не относится к документам, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения на территории Российской Федерации
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, указав в резолютивной части решения идентификационные номера автомобильных дорог, которые не указаны в исковом заявлении, вышел за предмет и пределы иска, тем самым нарушил положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут быть признаны судебной коллегией заслуживающими внимания, поскольку суд не возлагал на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики обязанность произвести паспортизацию автомобильных дорог, не указанных в исковом заявлении.
Идентификационные номера автомобильных дорог были указаны судом исходя из сведений, содержащихся в письме администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 27 марта 2018 года N491, адресованном Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование прокурора должно было быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, основан на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем отмену решения не влечет.
Довод жалобы о том, что в ходе паспортизации указанная судом протяженность автомобильных дорог может измениться, также отмену решения не влечет, так как данное обстоятельство на исполнение решения суда не влияет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу администрации Моргаушского района Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2018 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.