Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И, Филимоновой И.В,
при секретаре Шипееве А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Яльчикского района Чувашской Республики к Доброхотовой Луизе Ивановне о взыскании суммы социальной выплаты, поступившее по апелляционной жалобе Доброхотовой Луизы Ивановны на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И, выслушав объяснения Доброхотовой Л.И. и ее представителя Дозоровой З.П, третьего лица Доброхотова Г.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Администрация Яльчикского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Доброхотовой Л.И. о взыскании в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики необоснованно полученной социальной выплаты в размере 566830 руб. путем перечисления на расчетный счет истца.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверки по вопросу правомерности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан установлено нарушение норм действующего законодательства. В 2012 г. администрацией Яльчикского сельского поселения семья Доброхотовых в составе четырех человек была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты. Однако у супруга ответчика Доброхотова Г.В. с 09 ноября 2009 г. в собственности имелся жилой дом общей площадью 70,2 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи Доброхотовых приходилось по 14,04 кв.м, что больше учетной нормы площади жилого помещения в Яльчикском сельском поселении равной 13 кв.м. Кроме того у Доброхотовой Л.И с 15 ноября 2014 г. в собственности находился жилой дом по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес1", общей площадью 42,8 кв.м, который был ею отчужден 06 июля 2015 г. Доброхотовой Л.И, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" 30 мая 2016 г. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на общую сумму 566830 руб. Поскольку семья Доброхотовых неправомерно была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты, Доброхотовой Л.И. неправомерно была предоставлена субсидия на общую сумму 566830 руб.
Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации Яльчикского района Чувашской Республики Орехов А.В. заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Ответчик Доброхотова Л.И. и ее представитель Воробьев А.В. исковые требования не признали.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Представитель третьего лица администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Владимирова Н.В. в судебном заседании полагала исковые требования неподлежащими удовлетворению.
Решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2018 года постановлено:
"Иск администрации Яльчикского района Чувашской Республики к Доброхотовой Луизе Ивановне о взыскании суммы социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны 02.05.1980 г.р, уроженки с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики необоснованно полученную сумму в размере 566830 рублей путем перечисления на расчетный счет 40101810900000010005 Отделение -НБ Чувашская Республика, БИК 049706001, ОКТМО 97655000, л/с 04153003360, КБК 90311302995050000130, получатель: УФК по Чувашской Республике (Администрация Яльчикского района Чувашской Республики).
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 8868 рублей 30 копеек".
Указанное решение обжаловано ответчиком Доброхотовой Л.И. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указывает, что ее семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты с составом семьи из шести человек. При получении субсидии она имела также состав семьи из шести человек и жилое помещение площадью 70,2 кв.м. не обеспечивало учетную норму в 13 кв.м. на одного человека. Следовательно, ее семья правомерно была принята на учет нуждающихся и после предоставления бюджетных средств была снята с данного учета. Кроме того, постановление администрации Яльчикского сельского поселения от 30 января 2012 г. N8/1 о наделении ее статусом нуждающейся не отменен и недействительным не признан.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 08 октября 2018 г. постановлено перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица судебной коллегией привлечен супруг Доброхотовой Л.И. - Доброхотов Г.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Доброхотова Л.И, третье лицо Доброхотов Г.В. поддержали доводы апелляционной жалобы на решение суда.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Доброхотова Г.В, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 марта 2011 г. Доброхотова Л.И. обратилась в администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с программой "Социальное развитие села". При этом Доброхотовой Л.И. было указано, что ее семья состоит из шести человек.
На основании постановления главы администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от 30 января 2012 г. N 8/1 Доброхотова Л.И. была принята на учет нуждающихся и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Доброхотову Г.В. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 70,2 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес2".
30 мая 2016 г. администрацией Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Доброхотовой Л.И, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 566830 руб.
Как следует из материалов дела, на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на домовладение по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес2", в данном жилом помещении проживали Доброхотова Л.И, Доброхотов Г.В. (супруг истца), ФИО1 (дочь), ФИО2 (сын), ФИО3
Постановлением администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от 24 октября 2016 г. N245 Доброхотова Л.И. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в связи с получением государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения по программе федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Удовлетворяя заявленные администрацией Яльчикского района Чувашской Республики исковые требования о взыскании с ответчика Доброхотовой Л.И. денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты в рамках целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для получения ответчиком социальной выплаты не имелось, поскольку Доброхотова Л.И, отчуждая 06 июля 2015 г. по договору купли-продажи принадлежавший ей жилой дом площадью 42,8 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес1", совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий. При этом суд исходил из того, что до отчуждения 06 июля 2015 г. принадлежавшей Доброхотовой Л.И. на праве собственности жилого дома площадью 42,8 кв.м, семья Доброхотовой Л.И. не являлась нуждающейся в жилых помещениях, поскольку была обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы в размере 13 кв.м. и не могла быть участником программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N598 ( действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", которое включает в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года") установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно положениям подпункта "г" п.4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст.55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В соответствии с частями 4, 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что на момент постановки Доброхотовой Л.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от 30 января 2012 года N 8/1 ответчик была зарегистрирована в жилом доме N... по ул.... в с.... Яльчикского района, принадлежавшем на праве собственности ее супругу.
В указанном доме, общей площадью 70,2 кв. м, были зарегистрированы и проживали всего 6 человек, что не оспаривалось сторонами. Соответственно, обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения на одного человека составляла 11,7 кв. м.
Вместе с тем, Доброхотовой Л.И. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07 ноября 2014 г. принадлежал жилой дом общей площадью 42,8 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес1". Государственная регистрация прекращения права собственности на указанный дом за истцом произведена 06 июля 2015 г.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 16 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ч. 1). При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пять лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма (ч. 2).
По смыслу ч.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
При таких обстоятельствах, отчуждение истцом принадлежащего ей жилого дома общей площадью 42,8 кв.м. следует расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет Доброхотовой Л.И. быть принятой и состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Следовательно, администрация Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики неправомерно, в нарушение норм действующего жилищного законодательства сделала вывод о наличии у Доброхотовой Л.И. оснований, дающих ей право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, вследствие чего правовых оснований для получения ответчиком социальной выплаты не имелось.
Таким образом, семья Доброхотовых, не имея на то законных оснований, неосновательно получила социальную выплату и обязана возвратить данную денежную сумму.
Доводы ответчика о том, что жилой дом, который принадлежал ей и после был отчужден, является ветхим и не пригоден для проживания не могут быть приняты во внимание и судебной коллегией отклоняются, поскольку допустимых доказательств, подтверждающих факт признания жилого дома по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, "адрес1" непригодным для проживания, в материалах дела не имеется и ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и взыскании с Доброхотовой Л.И. в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики необоснованно полученную сумму в размере 566830 рублей.
В соответствии с ч.5 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать также указание на распределение судебных расходов.
Согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие уплату истцом государственной пошлины в общей сумме 8868 рублей 30 копеек. В связи с тем, что исковые требования администрации Яльчикского района Чувашской Республики удовлетворены, указанные судебные расходы также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2018 года и принять новое решение:
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики неосновательно выплаченную социальную выплату в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 566830 рублей путем перечисления на расчетный счет 40101810900000010005 Отделение -НБ Чувашская Республика, БИК 049706001, ОКТМО 97655000, л/с 04153003360, КБК 90311302995050000130, получатель: УФК по Чувашской Республике (Администрация Яльчикского района Чувашской Республики).
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8868 рублей 30 копеек.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В.Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.