Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Димитриевой Л.В, Юркиной И.В,
при секретаре Шипееве А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Ибресинского района Чувашской Республики к Ильину А.Н. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", поступившее по апелляционной жалобе ответчика Ильина А.Н. на заочное решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 26 июня 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения ответчика Ильина А.Н. и его представителя Иванова Р.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Ильину А.Н. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 771000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 30 мая 2016 года Ильину А.Н. как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 771000 руб. для строительства жилого дома в *** сельском поселении Ибресинского района Чувашской Республики. 15 июня 2016 года и 17 июня 2016 года сумма социальной выплаты была перечислена на банковский счет ответчика. Ранее 18 апреля 2016 года между администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и Ильиным А.Н. был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", по условиям которого застройщик обязуется выполнить собственными силами работы по строительству жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией по адресу: "адрес", а администрация обязуется оплатить её в пределах выделенной застройщику безвозмездной социальной выплаты из федерального бюджета, республиканского бюджета, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках указанной федеральной целевой программы на строительство жилья в сельской местности. Срок выполнения работ с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. Работа считается выполненной после сдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Срок оформления жилого помещения, построенного (приобретенного) с использованием социальной выплаты, в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, истек 31 июля 2017 года. 26 июня 2017 года комиссия по определению остатка сметной стоимости строительства жилых домов, назначенная постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 02 апреля 2014 года N, произвела визуальное обследование технического состояния здания (помещения) с целью определения остатка стоимости строительства жилого дома, в ходе которого установила, что выполнены следующие работы: земляные работы, фундаменты, стены. Строительство жилого дома не совпадает с проектной документацией, представленной Ильиным А.Н. для получения социальной выплаты. 28 июня 2017 года и 20 ноября 2017 года ответчику были направлены уведомления об истребовании суммы социальной выплаты в судебном порядке в случае не оформления жилого дома в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты N от 30 мая 2016 года. Поскольку до настоящего времени ответчиком не завершено строительство жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией и не оформлено жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N от 30 мая 2016 года, истец просит взыскать с Ильина А.Н. денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 771000 руб, в том числе в доход федерального бюджета в размере 539700 рублей и в доход республиканского бюджета в размере 231300 рублей.
Представитель истца администрации Ибресинского района Чувашской Республики Афанасьева А.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям. При этом поясняла, что ответчиком строительство жилого дома не завершено, согласно акту выполнены работы по фундаменту, возведены стены и кровля, однако не выполнены работы по внутренней отделке помещений и установке инженерного оборудования.
Ответчик Ильин А.Н, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.
Третье лицо Ильина К.А, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что они с мужем жилой дом построили, в доме проведено электричество, фактически проживают в доме.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечило, просили о рассмотрении дела без их участия.
Заочным решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 26 июня 2018 года постановлено:
"Взыскать с Ильина А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", зарегистрированного по месту жительства по адресу: "адрес", денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 771000 руб. 00 коп, в том числе в доход федерального бюджета в размере 539700 руб. 00 коп. и в доход республиканского бюджета в размере 231300 руб. 00 коп.
Взыскать с Ильина А.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.".
Указанное решение обжаловано ответчиком Ильиным А.Н. по мотивам незаконности и необоснованности. Доводы жалобы сводятся к оспариванию выводов суда о неисполнении им условий договора об обеспечении жильем молодой семьи, проживающей в сельской местности, от 18 апреля 2016 года. Указывает, что выделенные в качестве социальной выплаты денежные средства израсходованы на приобретение строительных материалов. Жилой дом, на строительство которого выделялась субсидия, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости как объект незавершенного строительства, право собственности оформлено на супругу Ильину К.А. Согласно Отчета оценщика от 30 марта 2018 года рыночная стоимость затрат на строительство жилого дома "адрес" составила... руб. Судом не учтено, что условиями договора не предусмотрены в качестве основания для его расторжения задержка сроков выполнения работ. Полагает, что положения статей 1102 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменимы к спорным правоотношениям, поскольку денежные средства получены ответчиком в рамках федеральной целевой программы, в полном объеме направлены на строительство жилого дома. Считает необоснованной ссылку суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 и Приложение N4 к нему, которые на момент рассмотрения дела признаны утратившими силу. Кроме того, ссылается на нарушение судом норм процессуального права ввиду его ненадлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, вследствие чего он был лишен права представления доказательств в обоснование своей позиции. Ссылаясь на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления об отмене заочного решения, просят приобщить к материалам дела копии документов, свидетельствующих о фактическом завершении строительства дома за исключением отделочных работ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Ильин А.Н. и его представитель Иванов Р.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы на решение суда.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции ответчик Ильин А.Н. пояснял, что в соответствии с условиями участия в федеральной социальной программе, он должен был построить жилой дом по адресу: "адрес", за счет средств предоставленной социальной выплаты в размере 771000 руб. и в остальной части за счет своих финансовых средств. В сроки, определенные в договоре на предоставление социальной выплаты от 18 апреля 2016г. он действительно не успел завершить строительство жилого дома и сдать его в эксплуатации ввиду значительных финансовых трудностей при осуществлении им крестьянского фермерского хозяйства. Вместе с тем, им представлены были в органы местного самоуправления все письменные документы об использовании средств социальной выплаты на приобретение строительных материалов и строительство жилого дома, строящийся жилой дом был зарегистрирован в ЕГРН за ее супругой (также участником программы) на праве собственности как незавершенный строительством объект. При этом они с супругой Ильиной К.А. оформили нотариальное обязательство об оформлении жилого дома по завершении его строительства в общую долевую собственность, включая несовершеннолетнего ребенка, как участников федеральной целевой программы. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции строительство жилого дома практически было завершено, согласно отчета (исследования) ООО ".1." готовность объекта соответствовало 92,9% и данное помещение может использоваться по прямому назначению как жилое и пригодно для проживания. Также поясняли, что на момент апелляционного рассмотрения строительство жилого дома завершено, 14.11.2018г. в ЕГРН за Ильиной К.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом "адрес" как на завершенный строительством жилой дом площадью... кв.м. исходя из разрешения на строительство, права собственности на земельный участок, технического плана здания, составленного кадастровым инженером, декларации об объекте недвижимости.
Указывают, что несмотря на представленные документы орган местного самоуправления, затягивает с выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ссылаясь на настоящий судебный спор.
Истец Администрация Ибресинского района Чувашской Республики, третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Ильин А.Н. являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "Молодая семья".
18 апреля 2016 года между администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и Ильиным А.Н. заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи, проживающей в сельской местности, согласно которому Ильин А.Н. обязался выполнить собственными силами работы по строительству жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией на земельном участке по адресу: "адрес", а администрация обязалась оплатить её в пределах выделенной застройщику безвозмездной социальной выплаты из федерального бюджета, республиканского бюджета, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на строительство жилья в сельской местности, а застройщик Ильин А.Н. обязался отработать не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства по обусловленной трудовой функции.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 договора, срок выполнения работ с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. Работа считается выполненной после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из пунктов 2.2.1, 2.2.8 договора следует, что застройщик имеет право произвести работы по строительству жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес"; обеспечить оформление технического паспорта жилого дома в районных организациях технической инвентаризации и произвести государственную регистрацию права на жилой дом в установленном порядке.
30 мая 2016 года Ильину А.Н. как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 771000 руб. для строительства жилого дома в *** сельском поселении Ибресинского района Чувашской Республики. Согласно данному свидетельству численный состав семьи - три человека, в том числе супруга Ильина К.А, ФИО1.
Денежные средства, предоставленные ответчику в качестве социальной выплаты в размере 771000 руб, перечислены на банковский счет ответчика в рамках реализации целевой программы в Чувашский филиал АО "... " "адрес", что подтверждается платежными поручениями N от 15 июня 2016 года и N от 17 июня 2016 года (л.д. 6, 7).
28 июня 2017 года администрацией Ибресинского района Чувашской Республики в адрес Ильина А.С. направлено уведомление (исх. N) о необходимости оформления права собственности на построенное жилое помещение в общую долевую собственность на всех членов семьи в срок до 30 августа 2017 года (л.д. 11).
26 июня 2017 года комиссией по определению остатка сметной стоимости строительства жилых домов, назначенной постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики N от 02 апреля 2014 года "О создании комиссии по определению остатка сметной стоимости строительства жилых домов" (л.д. 94-97) произведено визуальное обследование технического состояния здания (помещения) с целью определения остатка стоимости строительства жилого дома. В результате визуального осмотра здания комиссия пришла к заключению, что выполнены следующие работы: земляные работы, фундаменты, стены.
Аналогичное заключение вышеназванной комиссией было составлено 08 июня 2018 года по результатам визуального осмотра с указанием на выполнение фундамента, стен, кровли дома, отсутствие отделки помещений, инженерного оборудования (л.д. 108-113).
Ссылаясь на то, что ответчиком не выполнены работы по завершению строительства жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией и жилое помещение не оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, администрация Ибресинского района Чувашской Республики обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями о возврате социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования администрации Ибресинского района Чувашской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в установленный срок не выполнил работы по завершению строительства жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией и не оформил жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N от 30 мая 2016 года.
Судебная коллегия решение суда об удовлетворении исковых требований администрации Ибресинского района Чувашской Республики и взыскании с Ильина А.С. социальной выплаты, предоставленной на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, находит незаконным, необоснованным и не отвечающим требованиям разумности и справедливости ввиду следующего.
На момент обращения ответчика с заявлением о включении его и членов семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (18.04.2016), и выдачи Ильину А.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, которая включала в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N3 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным Приложением N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Согласно пункту 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается либо трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двухсторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования).
Существенными условиями указанного договора являются (пункт 43 Типового положения):
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Согласно абз. 1, 4 п. 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к вышеназванной Программе), жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Действующее в настоящее время Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1544 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" содержит аналогичные положения (пункт 29 Типового положения).
В соответствии с п. 3.6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2014 года N 53, жилое помещение, построенное или приобретенное с использованием социальной выплаты, оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Вместе с тем, вышеизложенные правовые нормы не предполагают безусловного основания для взыскания социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в сельской местности ввиду нарушения молодой семьей сроков завершения строительства жилого дома без установления конкретных причин, обусловивших указанное нарушение, в отсутствие недобросовестности со стороны участника федеральной целевой программы. Поскольку направление молодой семьей средств социальной выплаты на строительство жилого дома в селе нашло свое подтверждение, основанием для взыскания ранее предоставленной молодой семье социальной выплаты по основанию несвоевременного завершения строительства жилого дома может являться только существенное нарушение обязательств.
Обстоятельство того, что молодая семья Ильиных соответствовала требованиям, предъявляемым Федеральной целевой программой на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, сторона истца не оспаривает.
По условиям договора об обеспечении жильем молодой семьи, проживающей в сельской местности, от 18 апреля 2016 года предусмотрены работы по строительству жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес".
Сторона истца в ходе судебного разбирательства не оспаривала также обстоятельство того, что предоставленная социальная выплата в размере 771000 руб. направлена молодой семьей Ильиных в строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Обстоятельство направления средств социальной выплаты на строительство жилого дома подтверждается также представленными документами: копией договора поставки строительных материалов от 08.07.2016г. с указанием спецификации на сумму 771120 руб, акта приемки строительных материалов от 12.07.2016г, копией договора подряда.
Согласно Отчету, выполненному ООО ".1.", рыночная стоимость произведенных затрат на строительство одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2018 года, с учетом НДС, составляла... руб.
Из материалов дела следует, что строительство жилого дома осуществлялось не земельном участке площадью 3302 кв.м, зарегистрированном на праве собственности супруги ответчика Ильиной К.А. (члена молодой семьи). При этом строительство осуществлено на основании выданного администрацией *** сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики разрешения на строительство по утвержденному проекту.
На момент обращения администрацией Ибресинского района с соответствующими исковыми требованиями в ЕГРН было зарегистрировано право собственности Ильиной К.А. на незавершенный строительством объект недвижимости. При этом на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции строительство основных конструктивных элементов жилого дома было завершено, полностью возведены фундамент, стены и перегородки, перекрытия, крыши, полы, проемы (100% готовность), не были в полном объеме завершены отделочные работы, внутренние санитарно-технические и электрические устройства.
Указанное обстоятельство подтверждено результатами исследования N объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", проведенного ООО ".1." 06.11.2018г. Эксперты ООО ".1." определяли степень готовности исследуемого объекта по состоянию на дату проведения исследования 92,9%. Также эксперты указали на соответствие исследуемого объекта и состояния его несущих и ограждающих конструкций требованиям действующей нормативно-правовой документации (СНиП, ГОСТ).
Супругами Ильиным А.Н. и Ильиной К.А. 20.10.2018г. оформлено нотариальное обязательство о том, что после ввода указанного индивидуального жилого дома в эксплуатацию, получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства обязуются оформить жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в ЕГРН 14.11.2018г. зарегистрировано право собственности Ильиной К.А. на индивидуальный жилой дом площадью... кв.м, расположенный по адресу "адрес", как на завершенный строительством объект жилой недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство, технического плана здания от 9.11.2018г, составленного кадастровым инженером, декларации об объекте недвижимости.
Ответчиком исполнены обязательства по целевому использованию денежных средств на строительство жилого дома, право собственности на завершенный строительством объект зарегистрирован за супругой ответчика Ильиной К.А. 14.11.2018г, нотариальное обязательство по последующему оформлению жилого дома в общую долевую собственность членов молодой семьи оформлено в установленном порядке.
Таким образом, действительно со стороны ответчика имело место нарушение сроков завершения строительства индивидуального жилого дома по сравнению со сроками, определенными в договоре от 18 апреля 2016 года. Вместе с тем нарушение сроков завершения строительства и обусловленное этим несвоевременное исполнение обязательства по оформлению жилого дома в общую долевую собственность всех членов молодой семьи (участников федеральной целевой программы) были обусловлены тем, что строительство предусматривало наряду с социальной выплатой значительную честь финансовых вложений со стороны самой молодой семьи, которая на указанный момент находилась в тяжелом материально-финансовом положении. Исходя из всех установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает существенного нарушения обязательств со стороны ответчика, так и не установлено наличие злоупотребления правом со стороны ответчика.
С момента получения социальной выплаты по настоящее время молодая семья Ильиных проживает в сельской местности, Ильин А.С. продолжает осуществлять деятельность главы крестьянско-фермерского хозяйства.
Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны противоречит положениям ст. 1102 ГК РФ.
Судебная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае цели и задачи, предусмотренные федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, достигнуты.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 26 июня 2018 года отменить и принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований администрации Ибресинского района Чувашской Республики к Ильину А.Н. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 771000 руб, отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.В. Димитриева
И.В. Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.