Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д.,
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарск к администрации г. Новочебоксарск, Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск о признании недвижимой вещи бесхозяйной, возложении обязанности по обращению в регистрирующий орган для ее учета,
поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Новочебоксарск, представлению помощника прокурора г. Новочебоксарск Купкенова Р.Р. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 августа 2018 года, которым постановлено:
Признать недвижимую вещь - автомобильную дорогу, проходящую по ул. Промышленная г. Новочебоксарск Чувашской Республики от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м), бесхозяйной.
Обязать администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики в течение 6месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимо имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильной дороги по ул.Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м), отказав в удовлетворении иска о возложении данной обязанности на Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации г. Новочебоксарск, Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск о признании недвижимой вещи бесхозяйной, возложении обязанности по обращению в регистрирующий орган для ее учета, мотивировав требования тем, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о распоряжении имуществом и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлено, что автомобильная дорога, проходящая по ул. Промышленная г. Новочебоксарск Чувашской Республики от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N N по ул.Промышленная (конец участка 2700 м) не соответствует требованиям ГОСТ Р "Автомобильные дороги и улицы", при этом в реестре муниципального имущества не состоит, ее собственник не определен, то есть она является бесхозной. В силу п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых объектов, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года N 931, недвижимые вещи, находящиеся на территории муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления, который является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
На основании изложенного с учетом последующего уточнения иска прокурор просил признать недвижимую вещь - автомобильную дорогу по ул. Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м) бесхозяйной;
возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск и администрацию г.Новочебоксарск обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимо имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильной дороги по ул. Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м).
В судебном заседании помощник прокурора г.Новочебоксарск Купкенов Р.Р. требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков - администрации г. Новочебоксарск и Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск АлександровП.В, действующий также в качестве представителя третьего лица - Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, требования не признал ввиду необоснованности.
Представитель третьего лица ОМВД по г. Новочебоксарск Малов Н.П. требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, участие представителей не обеспечили.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое администрацией г.Новочебоксарск подана апелляционная жалоба на предмет отмены в части удовлетворения иска, помощником прокурора г. Новочебоксарск Купкеновым Р.Р. принесено представление на предмет отмены в части отказа в иске о возложении обязанности по регистрации участка дороги на Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации г. Новочебоксарск АлександроваП.В, проверив решение суда и обсудив доводы апелляционной жалобы и представления прокурора, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено и не оспаривается сторонами, что находящийся в пределах муниципального образования "город Новочебоксарск" участок автомобильной дороги по ул. Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул.Промышленная (конец участка 2700 м) является дорогой общего пользования местного значения, при этом в реестре муниципального имущества не числится.
Покрытие данной дороги на всем ее протяжении не соответствует требованиям ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения": отсутствует дорожная разметка, местами - асфальтное покрытие и бортовые камни, имеет глубокие просадки, превышающие предельно допустимые размеры выбоины и занижения обочины.
Удовлетворяя требование о признании данной дороги бесхозяйной и возлагая на администрацию г. Новочебоксарск обязанность обратиться с заявлением о постановке ее на учет в качестве таковой, суд первой инстанции исходил из доказанности того, что данная дорога в чьей-либо собственности не значится, следовательно, является бесхозяйным имуществом, при этом в соответствии со ст. 225 ГК РФ и Порядком принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года N 931, единственным органом, обладающим правом подачи заявления о его постановке на учет как бесхозяйного, является орган местного самоуправления.
Выражая несогласие с решением суда, представитель администрации г.Новочебоксарск в апелляционной жалобе указывает, что дороги, не включенные в перечень дорог федерального, регионального и межмуниципального значения и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения.
Судебная коллегия полагает указанный довод заслуживающим внимания.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами общего пользования местного значения.
При этом в п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ установлена презумпция собственности городского округа на дороги данного типа.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Осуществление дорожной деятельности (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указанные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст.ст. 3,13 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Приведенные положения норм права свидетельствуют о том, что спорный участок дороги местного значения по ул. Промышленная, расположенный в границах города Новочебоксарска, является собственностью городского округа "город Новочебоксарск" в силу прямого указания закона, в связи с чем выводы суда о том, что данное имущество является бесхозным, то есть не имеющим собственника, является ошибочным.
Из ответов Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск от 16 мая 2018 года и Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск от 18 мая 2018 года N, адресованных в прокуратуру г. Новочебоксарск, следует, что Управлением городского хозяйства администрации заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке паспортов автомобильных дорог, местных проездов и внутридворовых заездов в городе Новочебоксарске, после чего вышеуказанный земельный участок дороги будет принят на баланс муниципального имущества и включен в программу ремонта на 2019 год (л.д. 10, 11).
Указанное свидетельствует о том, администрацией г. Новочебоксарск принимаются меры по осуществлению деятельности в отношении спорной дороги, возложенной законом на собственника.
При этом отсутствие указанной автомобильной дороги в реестре муниципальной собственности не свидетельствует о непринадлежности данной дороги местного значения городского округа муниципальному образованию, поскольку данный перечень не является правоустанавливающим документом, влекущим возникновение или прекращение права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности обратиться с заявлением о признании автомобильной дороги общего пользования местного значения бесхозяйной противоречит материалам дела и требованиям закона.
Судебная коллегия также принимает во внимание доводы администрации г. Новочебоксарск о том, что оформление права собственности на автомобильную дорогу через процедуру признания её бесхозяйной влечет затягивание выполнения ремонтных работ, т.к. с требованием о признании права собственности на бесхозяйную вещь в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ можно обратиться лишь по истечении года после постановки её на учет в качестве таковой.
В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований прокурора, в связи с чем решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 августа 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска заместителя прокурора г. Новочебоксарск к администрации г. Новочебоксарск, Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск о признании недвижимой вещи - автомобильной дороги по ул. Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м) бесхозяйной и возложении на Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск и администрацию г. Новочебоксарск обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимо имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Чувашской Республики, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильной дороги по ул. Промышленная г. Новочебоксарск от пересечения с проездом М. Иванова (начало участка 0 м) до дома N по ул. Промышленная (конец участка 2700 м) отказать.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Д.В. Алексеев
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.