Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Александровой А.В, Агеева О.В,
при секретаре Андрияновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Кузьмина Е.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи рапорта, взыскании морального вреда, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным бездействия подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии, поступившее по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Кузьмина Е.Ю. удовлетворить частично: признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнений наказания России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 02 марта 2018 года в части постановки Кузьмина Е.Ю. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 апреля 2015 года.
Возложить обязанность на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы поставить Кузьмина Е.Ю. на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 24 февраля 2014 года.
В иске Кузьмину Е.Ю. к Федеральной службе исполнений наказания России о взыскании морального вреда отказать.
В иске Кузьмину Е.Ю. о признании незаконным бездействие подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей в рамках п. 10 Порядка при подготовке пакета документов для направления в ФСИН России в целях принятия решения о постановке его на учёт для единовременной социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В, судебная коллегия
установила:
Кузьмин Е.Ю. с учетом уточнения требований обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 2 марта 2018 года, возложении обязанности поставить Кузьмина Е.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи рапорта, взыскании морального вреда, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии (далее - УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) о признании незаконным бездействия подкомиссии УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей в рамках п. 10 Порядка при подготовке пакета документов для направления в ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование требований Кузьмин Е.Ю. ссылался на то, что он проходит службу в должности водителя-сотрудника 1 класса гаража жилищно-коммунального управления "данные изъяты" с 29 января 2003 года по настоящее время.
24 февраля 2014 года истец обратился в УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из электронного письма ФСИН России на обращение истца от 7 февраля 2018 года ему стало известно о том, что его заявление (рапорт) было рассмотрено на заседании комиссии ФСИН России 2 марта 2018 года и решением комиссии ФСИН России от 2 марта 2018 года (протокол N) постановлено поставить Кузьмина Е.Ю. составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 30 апреля 2015 года, то есть по истечении пяти лет со дня ухудшения жилищных условий (снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении общей площадью 55 кв.м. по адресу: "адрес" - 29 апреля 2010 года).
Кузьмин Е.Ю. полагал, что никаких намеренных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты он не совершал, поскольку снятие с регистрационного учета по адресу: "адрес" никак не ухудшило его жилищных условий, так как будучи зарегистрированным по этому адресу он был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м, в помещении общей площадью 55 кв.м. помимо истца были зарегистрированы еще 4 человека, то есть на одного человека приходилось 11 кв.м. Кроме того, с 2008 года он и члены его семьи по вышеуказанному адресу не проживали, поскольку ФИО. (собственник жилого помещения), не приходится истцу родным дедом, а был вторым мужем родной бабушки. В 2008 году после смерти бабушки ФИО. снова женился и его супруга начала проживать с ним. Отношения с "новой хозяйкой" в доме у истца не сложились, и его семья приняла решение переехать в съемную квартиру и проживать отдельно.
Истец также указал, что данное действие (снятие с регистрационного учета) предпринято во исполнение требования ФСИН России к сотрудникам, получающим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, выплачиваемую сотрудникам ФСИН, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 852.
Кроме того, подкомиссия УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, осуществляя подготовку пакета документов истца для отправки в комиссию ФСИН России, нарушила п. 10 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 (далее - Порядок), а именно не составила и не приобщила к материалам учетного дела пояснительную записку о том, что истцом было произведено снятие с регистрационного учета по месту жительства в 2010 году, то есть в срок менее 5 лет до подачи рапорта. Если бы комиссия УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии исполнила возложенные на нее обязанности надлежащим образом, то в учетном деле имелась бы информация, подтверждающая добросовестность истца. Истец считает, что именно бездействие УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии стало предпосылкой к вынесению незаконного решения ФСИН России, которым нарушается его право на своевременное получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Истец также указывает, что решение комиссии ФСИН России принято по истечении более 4 лет со дня подачи заявления (рапорта), тогда как в силу п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила) на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия ФСИН России в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Незаконными действиями комиссии ФСИН России, истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 10000 руб.
В судебном заседании истец Кузьмин Е.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Головина Д.Д. исковые требования не признала.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии на предмет отмены в части удовлетворения исковых требований Кузьмина Е.Ю. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную ответчиками в суде первой инстанции: настаивают на правомерности принятого комиссией ФСИН России решения ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий: не соглашаются с выводами суда о том, что изменение заявителем места жительства (регистрации) не свидетельствует о совершении им действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии и ФСИН России Головиной Д.Д, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Кузьмина Е.Ю, полагавшего решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда оспаривается ответчиками только в указанной выше части. Учитывая, что в остальной части решение суда сторонами не оспаривается, в силу требований статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Кузьмина Е.Ю. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 2 марта 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что Кузьминым Е.Ю. совершены действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства не с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а его действия носят вынужденный характер. Кузьмин Е.Ю. подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 24 февраля 2014 года с момента подачи заявления (рапорта), а решение комиссии ФСИН России от 2 марта 2018 года в части постановки Кузьмина Е.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 апреля 2015 года является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат по следующим основаниям.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Основанием для отказа в принятии на учет на основании п. 12 Правил является совершение сотрудником и (или) членами его семьи действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Вместе с тем обстоятельства по настоящему делу свидетельствуют о том, что истец не совершал действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Так, из материалов дела следует, что истец Кузьмин Е.Ю. является сотрудником УФСИН России по Чувашской Республики-Чувашии; по состоянию на 24 февраля 2014 года (дата подачи заявления (рапорта) о постановке на учет) общая продолжительность его службы в календарном исчислении превышала 10 лет. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Из дела также следует, что в период с 4 октября 2005 года по 29 апреля 2010 года Кузьмин Е.Ю. проживал в доме N по "адрес", собственником которого является ФИО. В указанный период в данном жилом помещении общей площадью 43,70 кв.м. (согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте от 7 мая 2008 года (л.д. 97)) проживали 5 человек, и на каждого из членов семьи приходилось по 8,74 кв.м. общей площади (л.д. 60).
По пояснениям Кузьмина Е.Ю. из дома, принадлежащего ФИО, он выписался не с целью ухудшить свои жилищные условия, а в связи с тем, что собственник домовладения ФИО. не приходится его родным дедом и после смерти родной бабушки истца, ФИО женился вновь. По настоянию собственника домовладения и его жены Кузьмину Е.Ю. пришлось сняться с регистрационного учета по месту жительства и переехать на другое место жительство.
В настоящее время истец зарегистрирован в квартире N, расположенной в доме N по "адрес", общей площадью 54,96 кв. м. Собственником данного жилого помещения является ФИО1 - мать истца. На момент подачи истцом документов в квартире было зарегистрировано 4 человека, в настоящее время зарегистрировано 6 человек, что подтверждается выписками из домовой книги (л.д. 54, 35). Таким образом, на истца при постановке на учет приходилось 13,74 кв.м. общей площади жилого помещения.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства, и оценив применительно к ним изложенные обстоятельства, суд правильно посчитал, что снятие истца с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" о совершении намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, не свидетельствует, поскольку как до его регистрации в квартире матери, расположенной по адресу: "адрес", обеспеченность истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла менее 15 кв.м. Следовательно, изменение адреса регистрации 29 апреля 2010 года во всяком случае не влияло на наличие или отсутствие у него соответствующего субъективного права, в связи с чем названное обстоятельство не могло служить основанием для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 30 апреля 2015 года, то есть по истечении пяти лет со дня ухудшения жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы об обратном выводов суда не опровергают, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и иной оценке обстоятельств дела.
Более того, на момент изменения Кузьминым Е.Ю. места жительства Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" еще не был принят, соответственно, у истца отсутствовало намерение получить соответствующее единовременное пособие.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие ответчиков с заявленными исковыми требованиями истца, которые не были удовлетворены судом.
Таким образом, решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В.Александрова
О.В.Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.