Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Комиссаровой Л.К.,
судей Нестеровой Л.В, Уряднова С.Н,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Марфенкова Андрея Юрьевича к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе Марфенкова Андрея Юрьевича на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2018 года,
установила:
Марфенков А.Ю. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок площадью 27,74 кв.м, предназначенный для гаражного строительства, расположенный по адресу: г. "адрес", с характерными координатами: точка н1 Х-407813,50, Y-1231429,04; точка н2 Х-407815,12, Y-1231432,52; точка н3 Х-407808,46, Y-1231435,49; точка н4 Х-407808,34 Y-1231435,20; точка н5 Х-407806,98 Y-1231431,91; точка н6 Х-407811,56 Y-1231429,91.
Требования мотивированы тем, что истец Марфенков А.Ю. является собственником гаража, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2016 года. Ранее указанный гараж принадлежал на праве собственности Петрову Ю.Ф. на основании заочного решения и.о. мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Чебоксары от 28 октября 2009 года. Из заочного решения суда следует, что решением исполкома Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от 06 октября 1960 года N 32 был отведен земельный участок в квартале N13-141 под строительство блока гаражей на 10 мест. Решением исполкома Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от 17 апреля 1962 года N107-р в квартале N 13-141 был отведен дополнительный земельный участок сзади ранее выстроенных индивидуальных гаражей на 6 мест, в том числе отцу Петрова Ю.Ф. - Петрову Ф.П. На отведенном земельном участке Петров Ф.П. построил гаражный бокс N 13 с погребом общей площадью 20,30 кв.м, расположенный в нежилом одноэтажном здании по адресу: "адрес", гаражный кооператив "данные изъяты". Истец полагает, что на основании действующего законодательства он имеет право на получение земельного участка под гаражом в собственность бесплатно.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований Марфенкова А.Ю. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок площадью 27,74 кв.м, предназначенный для гаражного строительства, расположенный по адресу: "адрес", гараж N 13, с характерными координатами: точка н1 Х-407813,50, Y-1231429,04; точка н2 Х-407815,12, Y-1231432,52; точка н3 Х-407808,46, Y-1231435,49; точка н4 Х-407808,34 Y-1231435,20; точка н5 Х-407806,98 Y-1231431,91; точка н6 Х-407811,56 Y-1231429,91 отказано.
На указанное решение истцом Марфенковым А.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Марфенкова А.Ю. Халитова А.Н. апелляционную жалобу поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Марфенкова А.Ю. Халитовой А.Н, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заочным решением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2009 года за Петровым Ю.Ф. признано право собственности на гаражный бокс N 13 (литера А) с погребом (литера I) общей площадью 20,30 кв.м, расположенный в нежилом одноэтажном кирпичном здании, находящемся по адресу: "адрес", гаражный кооператив "данные изъяты". При этом судом было установлено, что решением исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся от 17 апреля 1962 года N 107-р в квартале 13-141 был отведен земельный участок под строительство общего гаража для хранения инвалидных мотоколясок и мотоциклов сзади ранее выстроенных индивидуальных гаражей гражданам согласно списку, в числе которых указан Петров Ф.П.
В последующем Марфенков А.Ю. на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2016 года приобрел у сына Петрова Ф.П. - Петрова Ю.Ф. нежилое помещение - гаражный бокс N 13, общей площадью 20,4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в гаражном кооперативе "данные изъяты".
Из материалов дела следует, что Марфенков А.Ю. обращался в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в собственность для размещения индивидуальных гаражей.
Письмом от 30 сентября 2016 года Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом по поручению администрации г. Чебоксары, отказал в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в собственность для размещения индивидуальных гаражей.
Кроме того, на обращение Марфенкова А.Ю. об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по "адрес", администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, указав, что помещения N 12 и N 13, расположенные по "адрес", не являются отдельно расположенными объектами недвижимости, что земельные участки не соответствуют минимальному допустимому размеру образуемого земельного участка, в связи с чем земельный участок под гаражными боксами в соответствии со статьями 11.9, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть разделены на части, каждая из которых после раздела образовала бы самостоятельный земельный участок, возвратила МарфенковуА.Ю. схему расположения земельного участка без утверждения.
Отказывая в удовлетворении требования Марфенкова А.Ю, суд первой инстанции также исходил из того, что образование за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка под частью здания для последующего предоставления его в собственность одному из собственников помещений, не соответствует требованиям земельного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и материалах дела.
В силу положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года), исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Земельное законодательство не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, не собственнику этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Так, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 119-О-О разъяснено, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений. Это означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, такой земельный участок выступает объектом прав в силу его особых природных свойств. На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2015 года по делу N 127-КГ15-6 также указано, что оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требований статьи 11.9 ЗК РФ. При этом во внимание принимаются требования о предельных минимальных размерах земельных участков. Недопустимо образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Таким образом, исходя из указанных разъяснений, образование новых земельных участков из состава имеющегося участка возможно лишь в том случае, если исходный земельный участок является делимым, а сам раздел, и формирование из него новых земельных участков не нарушают обязательные требования закона.
Из акта осмотра земельного участка от 27 августа 2018 года N 102-Л, составленного ведущим специалистом-экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары, следует, что на части земельного участка в кадастровом квартале "данные изъяты", расположенного по "адрес", расположены индивидуальные капитальные гаражи. Разметка нумерации гаражных боксов отсутствует. Испрашиваемый гаражный бокс под номером "13" существует в однорядном едином комплексе строений, имеющий общие стены и размещен на части вышеуказанного земельного участка.
Допустимых и достоверных доказательств подтверждающих, что спорный земельный участок является делимым, что гаражный бокс, принадлежащий истцу, построен как отдельно стоящее здание, сооружение, в материалах дела не имеется, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на оформление в собственность доли в праве на спорный земельный участок без согласия на его передачу в общую долевую собственность других собственников.
Как усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Чебоксарского городского совета депутатов трудящихся от 6 октября 1960 года в квартале N 13-141 был отведен земельный участок под строительство индивидуальных гаражей на 10 автомашин.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 22 марта 2001 года N 415 зарегистрирован гаражный кооператив "данные изъяты" по адресу: "адрес" (у котельной).
Распоряжением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2003 года N 387-р гаражному кооперативу "Иволга" предоставлен из земель поселений земельный участок площадью 722 кв.м. по ул. Гагарина, в районе жилого дома N 3 для завершения строительства и эксплуатации комплекса гаражей для индивидуального автотранспорта в аренду сроком до 5 лет.
Актом установления и согласования границ земельного участка согласованы границы земельного участка гаражного кооператива "данные изъяты" по "адрес" для завершения строительства и эксплуатации комплекса гаражей для индивидуального автотранспорта на площади 0,0722 кв.м.
Таким образом, из материалов дела следует, что земельный участок, занятый гаражным боксом истца, был предоставлен для завершения строительства и эксплуатации индивидуальных гаражных боксов гаражному кооперативу "данные изъяты".
Использование гаражного бокса в составе единого комплекса предполагает организацию кооперативом подъездных путей к зданию гаражного комплекса и к каждому гаражу, санитарное обслуживание территории и ее благоустройство, сбор и вывоз мусора, уборку снега, организацию отведения атмосферных осадков, обеспечение пожарной безопасности здания, снабжение электроэнергией, водой и прочее. Такое обеспечение кооперативом нормальной эксплуатации комплекса возможно только при использовании единого земельного участка совместно всеми членам кооператива. Данные обстоятельства подтверждают неделимость земельного участка, поскольку в противном случае, при образовании участков под каждым гаражным боксом будут нарушены требования, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что спорный земельный участок является неделимым, находящиеся на нем нежилые помещения принадлежат нескольким собственникам и обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления о приобретении прав на земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Приводившиеся в суде первой инстанции, а также приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что части земельного участка под другими гаражными боксами переданы в собственность другим собственникам гаражей, соответствующими доказательствами не подтверждены. К тому же из доводов истца следует, что часть земельного участка под другим принадлежащим ему гаражным боксом ( N12) в частную собственность не оформлена. Из данных Публичной кадастровой карты также усматривается, что первоначальный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет уточненную площадь 208 кв.м, и эта площадь не совпадает с площадью истребуемого истцом земельного участка.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в иске, суд первой инстанции также правомерно исходил из того, что земельный участок площадью 27,74 кв.м, на который претендует истец, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, в этой связи он не может быть объектом гражданских правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы, которые направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по сути, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако их не опровергают.
Судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, в связи с чем апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Марфенкова Андрея Юрьевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.К. Комиссарова
Судьи Л.В. Нестерова
С.Н. Уряднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.