Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Новикова О.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии, поступившее по апелляционной жалобе Новикова Олега Юрьевича на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 25 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) (далее - УПФ РФ в г.Алатырь) от 10.08.2018 Новикову О.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого специального педагогического стажа в 25 лет. Специальный стаж установлен в 23 года 01 месяц 08 дней.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию, не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 06.07.1988 по 21.05.1990.
Не согласившись с указанным решением, Новиков О.Ю. обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж указанного периода, а также периода нахождения в учебном отпуске с 26.01.2015 по 04.02.2015, и назначении досрочной страховой пенсии с 30.07.2018.
В суде первой инстанции Новиков О.Ю. исковые требования поддержал, представитель ответчика Жукова Т.Л. иск не признала.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 25.09.2018 УПФ РФ в г.Алатырь возложена обязанность по включению включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода учебного отпуска Новикова О.Ю. с 26.01.2015 по 04.02.2015. В удовлетворении исковых требований Новикова О.Ю. к УПФ РФ в г.Алатырь о возложении обязанности по включению в специальный педагогический стаж периода службы в рядах Советской Армии с 06.07.1988 по 21.05.1990 и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 30.07.2018 отказано.
На указанное решение Новиковым О.Ю. подана апелляционная жалоба. Истец, ссылаясь на абзац 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также на ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" полагает, что период его службы в армии подлежит включению в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы.
В судебном заседании представитель истца Новикова О.Ю. Агафонов А.И. апелляционную жалобу поддержал.
От УПФ РФ в г.Алатырь поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя УПФ РФ в г.Алатырь.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.3 ст.30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен подпунктом "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно указанным нормам при определении стажа на соответствующих видах работ и исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам, подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список 2002 года), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
По выбору застрахованных лиц могут применяться:
- Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее - Положение 1959 года) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Как следует из представленных в суд копии военного билета, трудовой книжки Новиков О.Ю. проходил службу в Вооруженных Силах СССР по призыву с 06.07.1988 по 21.05.1990, с 13.09.1994 был принят учителем ".." в ".." среднюю школу, где работает по настоящее время.
Действующие в настоящее время Список и Правила 2002 года не предусматривают возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов службы в армии по призыву.
Не предусмотрено включение в специальный стаж периода службы в армии и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Как следует из материалов дела, период педагогической деятельности истца, дающей право на досрочное назначение пенсии, начинается с 13.09.1994, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения 1959 года, утратившего силу с 01.10.1993, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного Положения у истца не имеется ни одного дня работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне, утвержденном постановлением СМ СССР N 1397.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2017 N 43-КГ17-7 и от 15.10.2018 N 25-КГ18-4.
Доводы истца о том, что в силу п.3 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения на военной службе по призыву должно было быть включено в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы, также основаны на неправильном толковании указанной нормы закона.
Действительно, абз.1 п.3 ст.10 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с действующим законодательством понятие стаж работы по специальности применяется в различных целях: для определения права на занятие определенной должности, для исчисления надбавки за выслугу лет, для присвоения квалификационных классов, категорий и т.д.
При установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следует учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в частности указанные выше нормативные акты.
Как указывалось выше, пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж педагогической и лечебной деятельности период службы в Вооруженных Силах СССР только в период действия постановления СМ СССР от 17.12.1959 N 1397. Вместе с тем, указанное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан, осуществляющих педагогическую деятельность, на досрочное пенсионное обеспечение не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые опровергают выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Новикова Олега Юрьевича на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 25 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: О.В. Агеев
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.